Где и кем были придуманы пряники , до сих пор точно неизвестно. По одной из версий, сделали это китайцы, которые, кажется, не изобрели лишь лошадь Пржевальского: в Китае уже много столетий в праздник Середины осени (вроде нашего Нового года) на стол неизменно ставят пряники с неподходящим для русского уха названием «ю е бин». По другой, пряники пекли еще египтяне, которым тоже приписываются открытия буквально во всех областях – в их гробницах находили кусочки теста, замешанные на меду. Тумана хватает.
Кстати, удовольствие полакомиться тульским пряником мы имеем благодаря банальному воровству. Пряничные рецепты передавались строго по мужской линии, женщинам их не доверяли. Конспирация была еще та: мастера, которые замешивали тесто для пряников , взвешивали нужные ингредиенты не гирьками, а разновесами – камешками или кусочками кирпича. Так вот, в начале XX века на фабрике Гречихиных работал подросток Степан Савостьянов из деревни Упская Гать, что в 12 километрах от Тулы. Дождавшись однажды, когда взрослые уйдут в церковь, он тайком пробрался в мастерскую, камешки и осколки кирпича перевесил и выяснил таким образом секретный рецепт пряника . Для чего он это сделал, неизвестно, а в «преступлении» сознался лишь много лет спустя, когда вдруг оказалось, что старинный рецепт тульского печатного пряника утерян.
Вот еще загадка: нигде, кроме самой Тулы, печатные пряники не получаются такими вкусными – ни в Москве, ни в Вологде, ни в Архангельске. Сколько ни пробовали «выслать» пряник из Тулы, ничего путного не выходило. Анна Трачук, очаровательная сотрудница музея «Тульский пряник », рассказала такую легенду:
– Много лет назад один заморский купец надумал наладить выпечку тульского пряника у себя на родине. Привез мастера из Тулы, тот испек медовую сладость, но купцу ее вкус не понравился. Другой мастер прибыл из Тулы с мукой и даже водой, однако и у него ничего не получилось. И только третий пряничник догадался: «Коли сумеешь ты привезти сюда еще и воздуха тульского, будет тебе пряник »
Зачем искать страну, где пряник появился, ведь он её давно нашел, и не покинет никогда.