Кто изобрел турбонадув и в каком году ?
на днях смотрел про надув передачу там говорили ...млин не помню...
В начале 1900-х годов швейцарский инженер Альфред Дж. Буши
ну дув ен, дув и у трубу надув.. . вот и выйшоу трубадув:))))))))))))))
Очень большая статья, что не поместится - в источниеке полная версия по ссылке:
Ни для кого не является секретом тот факт, что большинство самых быстрых автомобилей, участвующих в чемпионате NHRA Summit Sport Compact Drag Racing Series, оборудованы двигателями с турбокомпрессорами. Или, выражаясь научно, центробежными насосами с приводом от газовой турбины, которые приводятся в действие энергией выхлопных газов двигателя. Путь, который прошли эти агрегаты с начала XX века до нынешних четвертьмильных дорожек, мы и опишем.
Уроки истории
В начале 1900-х годов швейцарский инженер Альфред Дж. Буши впервые представил прототип компрессора, работающего на энергии выхлопных газов. Однако проект был быстро отклонен его коллегами. В начале 1910-х в США Сэнфорд А. Мосс также предложил прототип турбонагнетателя для двигателей, используемых в авиастроении. Его изготовленный вручную «турбо-сверх-нагнетатель» позволил установить в 1920 году рекорд высоты для аэропланов того времени – около 11 тысяч метров.
Несмотря на все попытки применения турбонагнетателей во время Первой Мировой войны, это новшество не получило широкого распространения. Все изменилось лишь во время Второй Мировой, когда буквально тысячи самолетов стали комплектоваться двигателями с наддувом. Из самых известных примеров таких аппаратов можно назвать B-17 Flying Fortress, B-24 Liberator, P-38 и P-47. Вообще же между 1940 и 1950 годами турбины использовались преимущественно в судовых двигательных установках, в промышленности и в дизельных двигателях железнодорожных локомотивов. К 1950 году в США использовалось более 20 тыс. турбонагнетателей в различных отраслях промышленности и транспорта.
В начале 1950-х, надеясь получить высокомощные силовые установки для своей проектируемой дорожной техники, компания Caterpillar Tractor Co. начала эксперименты с турбокомпрессорами. В Caterpillar разработали и создали действующий образец турбины, который послали для всесторонних проверок в небольшую лос-анджелесскую компанию Garrett, специализирующеюся на системах теплообмена.
Первый образец с треском провалил тесты в Garrett, и руководство Caterpillar решило попросту поручить разработку систем наддува самой Garrett, как компании, имеющей некоторый опыт в турбонаддуве, металлообработке, разработке уплотнений и требуемых подшипников. Caterpillar поставил задачу, и работники Garrett с головой ушли в разработку систем наддува, которые удовлетворяли бы поставленным требованиям. Одним из этих работников был Хай Маккинес, впоследствии оставивший значительный след в турбомире.
Проекты улучшаются
В 1953 году прототип турбины, названный TO2 (не путайте с современной серией автомобильных турбин T2), прошел все тесты с оглушительным успехом. Предполагалось, что это устройство сможет безостановочно и без затруднений проработать более 1800 часов подряд. И эти надежды оправдались. На основе этого успешного образца была создана более технически жизнеспособная и более простая по устройству турбина, получившая индекс T15. Caterpillar заказал 5 тысяч этих турбин для своего нового, ныне широко известного гусеничного трактора D9. После этого в 1954 году было основано подразделение Garrett AiResearch Industrial Division, которое часто называли просто Garrett-AiResearch. Оно специализировалось на разработке и производстве турбонагнетателей.
Прочие компании в это время также экспериментировали с турбонаддувом. Так, например, на двигатели популярных грузовиков Cummins устанавливались турбины, изготовленные компанией Elliot and Schwitzer, до тех пор, пока Cummins самостоятельно не освоил выпуск систем наддува.
Однако к 1960-м годам турбины еще не стали надежным и неотъемлемым компонентом дизельных двигателей и не получили широкого распространения в производстве грузовиков. Тем не мнее, к концу 60-х AiResearch стал безоговорочным лидером среди производителей турбонагнетателей благодаря широкому спектру своей продукции, который на то