A-sole
Гуру
(4172)
16 лет назад
Сергей Прокофьев. Кантата к ХХ-летию Октября для двух смешанных хоров,
симфонического и военного оркестров, оркестра аккордеонов и шумовых инструментов. соч.74 (1937)
тексты К.Маркса, В.И.Ленина и И.В.Сталина
По замыслу композитора, кантата должна была быть исполнена на Красной площади в Москве составом в 500 человек музыкантов и певцов. Автором литературного монтажа текстов классиков марксизма, Ленина и Сталина, на которые написана кантата, был Пётр Сувчинский - живший в Париже философ и музыковед. Прокофьев, уже сотрудничавший с Сувчинским в процессе работы над "Стальным скоком" (первое произведение Прокофьева на советскую тематику, написанное ещё в Париже), воспользовался его услугами и в этот раз. Шёл 1936 год.
Договор на создание кантаты был подписан с Радиокомитетом 26 июня 1935 года.
Кантата так и не была исполнена при жизни автора. Её премьера состоялась через 29 лет. Части написанные на слова Сталина - "Клятва" и "Конституция" не исполнялись. Вместо "Конституции" вновь повторён хор "Философы" (№2), что и предполагал сделать первоначально сам Прокофьев.
В 6 части "Революция" "появляется" Ленин с фразой: "Успех революции зависит от двух, трёх дней. Погибнуть всем, но не пропустить неприятеля"
Тихон Хренников. Опера «В бурю» по роману Н.Вирты «Одиночество»(1939, новая редакция 1952)
Первое исполнение: Москва, 07.10.1939. Московский музыкальный театр им. В.И.Немировича-Данченко.
Режиссеры Вл.И.Немирович-Данченко, П.Златогоров и П.Марков.
из статьи Юрия Александрова - «Семен Котко» - это наш «Ричард III»
"Когда я пришел в театр, здесь ставили «В бурю» Хренникова. Та же самая тема: земля, крестьяне, большевики, Ленин, И я помню, как рвались актеры в тот спектакль, как Лейферкус репетировал роль Ленина, – картавил в буфете, все эти жестики... Это было настолько наполнено цинизмом, мне не передать... Все играли, корчились на сцене, а потом хихикали в буфете. Спектакль получился насквозь фальшивым.
Это была опера "В бурю", написанная по роману Николая Вирты "Одиночество" по настоянию Владимира Немировича-Данченко. Специально в либретто - уже по желанию дирижера Самуила Самосуда - дописали эпизод с Лениным. И таким образом, вождь пролетариата впервые появился на оперной сцене (правда, пока не поющий, а разговаривающий - запел он чуть позже, в опере Вано Мурадели "Октябрь"). Кульминационный момент оперы - визит в Кремль двух мужиков-крестьян, пришедших к Ленину узнать, где искать правду".
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=796118
Вано Мурадели. Опера "Октябрь" (1961)
"Ленин в опере Мурадели "Октябрь" почему-то бас, хотя реальный Ильич картавил тенорком, а пел по молодости баритоном."
интересные ссылки :
http://old.russ.ru/krug/razbor/19991224_sonkin.html
[ссылка появится после проверки модератором]
группа "ДК" альбом "Непреступная забывчивость" (1987)
...Свой очередной альбом "Непреступная забывчивость" Жариков записывает в Ленинграде, в домашней студии Алексея Вишни.
С первой же поп-композиции Ветер перемен , написанной Вишней при продюсерстве Жарикова прямо в студии, на альбоме начинается целенаправленное издевательство не только над особенностями перестройки ( запах колбасы людей бросает в пот ), но и над всей русской историей. Жариков переиначивает строки из поэзии Блока ( аптека, улица, народ, броневичок, фонарь ) и Есенина ( портмоне ты мое, портмоне ); прокручивает задом наперед речи Ленина и Свердлова; читает стих-манифест, написанный им за несколько лет до сессии:
Ты простоял в стороне, глядя на трупы отцов
Завтра тебя уже нет, ты уже прячешь лицо...
Но если есть силы - иди! Память России - с тобой
Все еще впереди, завтра - решающий бой .
В оригинальном магнитофонном варианте текстовая часть альбома заканчивается пламенной речью Ленина о том, что на смену социализму идет новый порядок .
http://www.zvuki.ru/A/P/195
A-soleГуру (4172)
16 лет назад
«Антиформалистический раёк» Д.Д.Шостаковича на сцене «Санктъ-Петербургъ Опера» Этот остросатирический шарж был прочитан режиссёром в стилистике капустника – что, бесспорно, тоже имеет право на существование, поскольку примера более язвительной сатиры и ещё более «кислотного» юмора в творчестве Шостаковича (да и во всей советской музыке), наверное, отыскать невозможно. «Антиформалистический раёк» (уже одним названием отсылающий к сатире в творчестве Мусоргского) представляет собой как бы «фонограмму» некоего заседания, на котором «разбирается вопрос» о «борьбе реалистического направления в музыке с формалистическим направлением в ней же», и за одну только фразу товарища Единицына (под ним, естественно, подразумевается Сталин), спетую на мотив «Сулико», можно было спокойно получить лет двадцать лагерей, а то и расстрел по 58-й статье…
A-soleГуру (4172)
16 лет назад
Правда, в своей постановке Александров, если можно так выразиться, согрешил против «исторической правды»: под Тройкиным в сочинении Шостаковича подразумевался зам. начальника Управления по пропаганде и агитации Д. Т. Шепилов, а под Двойкиным – разумеется, курировавший этот отдел со стороны ЦК ВКП(б) тов. А. А. Жданов, травившие композитора всеми возможными способами. В постановке же «Санктъ-Петербургъ Опера» вместо них фигурируют, соответственно, Ленин и Хрущев – что, в общем-то, понятно: во-первых, это позволяет поставить спектакль буффонно и весело: роль Ленина исполняет его внезапно оживающий гипсовый бюст на кумачовом постаменте, а во время «выступления» Хрущева (он, естественно, молотит ботинком по трибуне) на столе вырастает огромный кукурузный початок.
A-soleГуру (4172)
16 лет назад
И ещё одно сочинение - электронная композиция (сюита в 5 частях) "ВИЛЬ!".
Автора к сожалению не помню (друг давал диск - новинки электронной музыки в формате мр3).
Сочинение целиком построено на семплах созданных на основе речи В.И.Ленина "Что такое Советская власть"
названия частей (за последовательность не ручаюсь)
1. Призрак бродит по Европе
2. Ораторы
3. Грязь
4. Аппасионата
5. Что такое? Советская власть?