Белладонна содержит атропин, расширяющий зрачки, и поэтому женщины в Древнем Риме использовали ее как "средство красоты". Отсюда название белладонна (итальянское belladonna - прекрасная дама) .
Родовое название цветка Atropa дано по имени греческой богини смерти Атропы, старшей из трех парок (мойр) - богинь судьбы. По преданию, парка по имени Клото держала в руках веретено и нить судьбы, другая - Лахезис - вынимала из урны шар, чтобы начертать все, что произойдет в жизни человека. Атропа перерезала ножницами нить жизни. Атропу обычно изображали с ветками кипариса - <дерева могил> - на голове.
Римская богиня войны Беллона предпочитала чтобы ей молились и просили помощи жрецы, выпившие настой белладонны . Отвар этого растения помогал им войти в особое состояние и "получать" от нее советы и распоряжения.
В русском старинном лечебнике про эту траву говорилось так: "Оказывается при больших приемах белладонны - спячка и слабость всех членов".
В недавнем прошлом белладонна использовалась как напиток; наряду с беленой и позднее дурманом являлась одной из составляющих знаменитой "мази колдунов" - Летучей мази, токсические элементы которой проникают в организм через поры кожи. В 1903 г. немецкие ученые, изучающие историю колдовства, пытались апробировать обнаруженный ими в документе XVII века рецепт мази, состав которой был им неизвестен.
При втирании этой мази в кожу испытуемые засыпали, и их сон длился двадцать четыре часа. Во время этого сна они чувствовали, что с непреодолимой силой вовлечены в неистовый воздушный круговорот, степенные люди в необыкновенном наслаждении бросались танцевать. Проснувшись, они считали, что действительно участвовали в колдовском шабаше. Подобное ощущение полета было результатом действия белены, в этом на собственном опыте убедился немецкий токсиколог Густав Шенк. Надышавшись дыма зажженных семян белены, он был охвачен необыкновенным возбуждением, его пронзило странное состояние <блаженства>, происходившее от совершенно безумного впечатления невесомости ног, увеличившихся в объеме и отделившихся от тела. В то же самое время он почувствовал себя опьяненным мыслью о том, что летит.
Было у белладоны еще одно страшное применение. Из нее готовили зелье, которое давали ведьме, приговоренной к сожжению на костре. Выпитое зелье притупляло боль и это облегчало ведьме путь в мир иной.
В старинных легендах говорится, что это растение принадлежит дьяволу, который ухаживает за ним в свободное время, и поэтому заполучить белладонну можно только в одну ночь в году — Вальпургиеву, когда он готовится к шабашу. Беладонну всегда собирают накануне первого мая.
Название белладонны некоторые относят к древнему поверью, что в определённое время цветок может превратиться в женщину волшебной красоты, но смертельно опасную для человеческого взгляда. Она посвящена богине Гекате, богине мрака, ночных видений
Об этом писал Константин Бальмонт в стихотворении «Белладонна»
Счастье души утомленной —
Только в одном:
Быть как цветок полусонный
В блеске и шуме дневном,
Внутренним светом светиться,
Все позабыть, и забыться,
Тихо, но жадно упиться
Тающим сном.
Счастье ночной белладонны —
Лаской убить.
Взоры ее полусонны,
Любо ей день позабыть,
Светом Луны расцвечаться,
Сердцем с Луною встречаться,
Тихо под ветром качаться,
В смерти любить.
Друг мой, мы оба устали.
Радость моя!
Радости нет без печали,
Между цветами — змея.
Кто же с душой утомленной,
Вспыхнет мечтой полусонной
Кто расцветет белладонной, —
Ты или я?
P.S. Последствия применения см.
http://foto.mail.ru/mail/foxic_2003/_answers/90.html
С уважением Дана