Акони́т (лат. Aconítum) — род из семейства лютиковых.
Название происходит, вероятно, от древнегреческого города Аконе, в окрестностях которого эти цветы росли в изобилии.
По древнегреческому мифу, аконит вырос из ядовитой слюны объятого ужасом адского пса Цербера, которого Геракл привел из подземного царства на землю (одиннадцатый подвиг Геракла) . Названием “борец” растение обязано скандинавской мифологии: борец вырос на месте гибели бога Тора, победившего ядовитого змея и погибшего от его укусов. Ядовитые свойства аконита были известны уже в глубокой древности: греки и китайцы делали из него яд для стрел, в Непале им отравляли приманку для крупных хищников и питьевую воду при нападении врага. Все растение — от корней до пыльцы — чрезвычайно ядовито, ядовит даже запах. Плутарх пишет, что отравленные аконитом воины Марка Антония теряли память, и их рвало желчью. По преданию, именно от аконита умер знаменитый хан Тимур — ядовитым соком была пропитана его тюбетейка. Токсичность растения вызвана содержанием в нем алкалоидов (в первую очередь, аконитина) , воздействующих на центральную нервную систему и вызывающих судороги и паралич дыхательного центра. Ядовитость аконита зависит от географического положения (почва, климат) , от возраста растения — в южных широтах он максимально ядовит, а в Норвегии, например, им кормят животных. Возделываясь в культуре, на плодородной садовой земле, аконит через несколько поколений утрачивает свои ядовитые свойства. Медицинское применение этого растения весьма разнообразно; в Тибете его называют “королем медицины”, им лечили сибирскую язву, воспаление легких; в русской народной медицине его использовали как наружное болеутоляющее средство. К настоящему времени некоторые виды аконита занесены в Красную книгу.
Был известен под тем же названием (aconitum) ещё древним; весьма близок к шпорнику (кавалерийские шпоры) ; виды его (многолетние травянистые растения с прямыми стеблями и с чередующимися дланевидными листьями) носят народные названия — борец, прострел-трава, прикрыт (Sturmhut и Eisenhut немцев: цветок походит на шлем с опущенным забралом) .
Включает в себе около 20 видов.
Многие виды аконита, растущие в умеренном поясе северного полушария, именно Асonitum stoerckeanum, Асonitum napellus, Асonitum variegatum, культивируются цветоводами ради красивых цветов, в основном тёмно-синих или фиолетовых, реже жёлтых и беловатых, собранных в длинные кисти или пирамидальные головки.
При отравлениях аконитом следует давать заболевшему, до прихода врача, в малых дозах уксус или вино и, если отравление замечено своевременно, немедленно дать рвотного. Ядовитое действие аконитовых растений обусловливается содержанием алкалоида аконитина во всех вегетативных органах их, в особенности же в корневых шишках. Кроме последнего, в аконите доказано присутствие другого неядовитого алкалоида, аконеллина (быть может, тождественного с наркотином) , а также и напеллина, вероятно, идентичного с аконитином. Некоторые виды аконита, как кажется, не содержат аконитина; так, Гюбшман (Hubschmann) не мог доказать присутствия аконитина в Асonitum lycoctonum, взамен которого он нашёл в нём два других алкалоида — ликоктонин и акодектин. В корневых шишках гималайского аконита, привозимых из Ост-Индии и называемых бик (Bikh), по преимуществу содержится алкалоид, несходный по свойствам с аконитином, псевдоаконитин, тождественный с непалином, напеллином, акраконитином. Различные алкалоиды в растениях находятся в сочетании с органическими кислотами, между которыми с точностью доказана аконитовая кислота.