Rakhman Ayupov
Мастер
(1456)
16 лет назад
Смысл поговорки понятен: "Уйти ни с чем". Но почему "с носом"? При чем тут нос - приметная часть лица?
Конечно же, поговорка "Остаться с носом" не имела никакого отношения к лицу просителя. Словом "нос" обозначали то, что некогда называлось "поклон", т. е. подношение или дар.
Ни одно дело в московских Приказах не обходилось без даров. Дары воспринимались общественным сознанием как способ установить дружеские отношения с чиновником, от которого зависело решение по иску или жалобе.
Подношения были весьма разнообразными. Бедняк являлся в приказ с дюжиной яиц, курицей или другой незамысловатой снедью. Крестьянин побогаче нес поросенка. Дворяне несли помимо всевозможной снеди деньги, иногда довольно круглую сумму, если дело было важным. Народ по большей части нес в приказы натуральный продукт. Это отвечало состоянию их кошелька и наличным статьям дохода. Низшие государственные служащие кормились за счет таких даров.
Один царский стольник послал в приказ слугу, снабдив его следующей инструкцией: "Пришедши к дьяку, в хоромы не входи, прежде разведай, весел ли дьяк, и тогда войди, побей челом крепко и грамотку отдай, примет дьяк грамотку прилежно, то дай ему три рубля, да обещай еще, а кур, пива и ветчины самому дьяку не отдавай, а (его) стряпухе. За прошкиным делом сходи к подьячему Степке Ремезову (в будущем известная дворянская фамилия) ...тот проклятый Степка все себе в лапы забрал, а от моего имени Степки не проси: я его подлого вора чествовать не хочу, понеси ему три алтына денег, рыбы сушеной, да вина, а он, Степка, жадущая рожа и пьяная".
Общение с чиновниками требовало совсем особого искусства, впрочем, соответствовавшего некоторым чертам русского национального характера. Церемония подношения даров была древним обычаем народа. При этом главное было угадать претензии дьяка, чтобы не уронить его честь несоответствующим подарком. Скудные дары могли быть восприняты как унижение представителя власти. Самое худшее было, когда дьяк или подьячий не брал "нос" - подношение, и таким образом проситель оставался с "носом", т. е. с отвергнутым подарком. Это равнозначно было отказу, проигрышу всего дела.
Р. Г. Скрынников
SonexПрофи (801)
7 лет назад
Сколько елея и благовоний в этой цитате, описывающей, по сути дела, банальные и постыдные взятки, на которых стояла и стоит жизнь в России.
"Самое худшее было, когда дьяк или подьячий не брал "нос". В этой фразе - всё.
Iurij VeseloffУченик (209)
5 лет назад
Я правильно понимаю, что на происхождение слова "нос", как подношение или дар у Вас нет ответа?... Попробуйте осмыслить поговорку: " Заруби себе на носу" и начинайте искать истинное происхождение... Поверьте оно есть... Мир гораздо проще, чем Вы думаете...
Дмитрий Вербицкий
Мастер
(1280)
16 лет назад
Что значит "Остаться с носом"?
Смысл поговорки понятен: "Уйти ни с чем". Но почему "с носом"? При чем тут нос - приметная часть лица?
Конечно же, поговорка "Остаться с носом" не имела никакого отношения к лицу просителя. Словом "нос" обозначали то, что некогда называлось "поклон", т. е. подношение или дар.
Ни одно дело в московских Приказах не обходилось без даров. Дары воспринимались общественным сознанием как способ установить дружеские отношения с чиновником, от которого зависело решение по иску или жалобе.
Подношения были весьма разнообразными. Бедняк являлся в приказ с дюжиной яиц, курицей или другой незамысловатой снедью. Крестьянин побогаче нес поросенка. Дворяне несли помимо всевозможной снеди деньги, иногда довольно круглую сумму, если дело было важным. Народ по большей части нес в приказы натуральный продукт. Это отвечало состоянию их кошелька и наличным статьям дохода. Низшие государственные служащие кормились за счет таких даров.
Один царский стольник послал в приказ слугу, снабдив его следующей инструкцией: "Пришедши к дьяку, в хоромы не входи, прежде разведай, весел ли дьяк, и тогда войди, побей челом крепко и грамотку отдай, примет дьяк грамотку прилежно, то дай ему три рубля, да обещай еще, а кур, пива и ветчины самому дьяку не отдавай, а (его) стряпухе. За прошкиным делом сходи к подьячему Степке Ремезову (в будущем известная дворянская фамилия) ...тот проклятый Степка все себе в лапы забрал, а от моего имени Степки не проси: я его подлого вора чествовать не хочу, понеси ему три алтына денег, рыбы сушеной, да вина, а он, Степка, жадущая рожа и пьяная".
Общение с чиновниками требовало совсем особого искусства, впрочем, соответствовавшего некоторым чертам русского национального характера. Церемония подношения даров была древним обычаем народа. При этом главное было угадать претензии дьяка, чтобы не уронить его честь несоответствующим подарком. Скудные дары могли быть восприняты как унижение представителя власти. Самое худшее было, когда дьяк или подьячий не брал "нос" - подношение, и таким образом проситель оставался с "носом", т. е. с отвергнутым подарком. Это равнозначно было отказу, проигрышу всего дела.
Виктор Моз
Ученик
(217)
6 лет назад
Выражение берет своё начало еще во времена царской России.
Не секрет, что в те времена процветало взяточничество, хотя и сегодня от него никуда не деться. Многие проблемы решались только лишь через подношение, приношение, подарок, то есть нужно было что-то под-нести, положить под-нос.
Как видим, этот самый нос - ничто иное как взятка, только раньше это слово не использовалось. А если твоя плата, принесенная тайком, под полой кафтана, за решение вопроса не удовлетворила, не понравилась, не была принята, а отвергнута судьёй, дьяком, писарем и так далее, а, может, была недостаточной для их благосклонности, то и приходилось возвращаться просителю с этим самым носом (взяткой-подношением) домой, оставив в кабинете всякую надежду на благоприятное решение этой самой проблемы.
Отсюда и произошло данное выражение.