Aнюта
Мудрец
(16284)
16 лет назад
Прежде, чем символом и обязательным праздничным атрибутом Нового года стала елочка, существовал обычай: в честь прихода Нового года украшать деревья. В Гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связана с «его деревом» (у каждого человека, в зависимости от даты рождения) . Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Именно поэтому и украшали деревья.
У славян существовал свой красивый обычай: ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. И на Новый год в доме благоухала покрытая бело-розовыми и нежными лепестками славянская новогодняя вишня.
Обычай выделять из всех деревьев елку и украшать на праздник именно ее родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель — священное дерево, в ветвях которого обитает добрый «дух лесов» — защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Именно на самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи — непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками.
И уже из Германии этот обычай проник и в другие страны. Некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции) .
У нас в стране судьба елочки складывалась не просто. И прежде чем у нас в домах стала появляться нарядная новогодняя елка, по приказу Петра I жилище украшали просто елочными ветками. После указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому образцу, наши предки впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку игрушками и гирляндами стали намного позднее, с середины XIX века. В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского вокзала.
К концу XIX века елки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть к религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет вплоть до 1935 года.
А сегодня мы не представляем себе Нового года без нарядной пушистой елочки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под елочкой.
РЭЙДА***
Гений
(74062)
16 лет назад
От древних времен из Германии пришел обычай наряжать на Рождество елку. В нашей стране этот обычай после революции 1917 года был запрещен, а потом возродился, но елка из рождественской превратилась в новогоднюю. Почему именно елка? Есть разные легенды, одна из них такова.
Перед пещерой, в которой родился Младенец Иисус, росли три дерева: пальма, маслина и елка. Пальма и маслина принесли Христу свои дары — прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная елка ничего не могла подарить Божественному Младенцу, кроме своей беспредельной любви. И за это ангел украсил ее звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся.
В учебнике повествование о Рождестве Христовом составлено из нескольких евангельских текстов: Лука, гл. 2. 1—20, 22—35, 39—40, 52, и Матфей, гл. 2. 1—23. В нем немало конкретных исторических фактов, называется реальное место действия, время, имена исторических лиц. Но в отличие от обычного исторического повествования евангельский текст несет в себе глубокий смысл, обращенный к самому сокровенному в человеке. Потому он и оказывается всегда новым, даже если бы он был нам знаком до последней запятой.
Источник: http://old.prosv.ru/metod/poluhina/3.htm