Японские механики и химики 16 века быстро разобрались в конструкции и порохах, и уже через 6 лет один из претендентов на власть мог спокойно заказать для своей армии 500 тэппо («железные палки», мушкеты). В ближайшие пару десятилетий производство и импорт достигли таких масштабов, что по оценкам многих историков в 25-миллионной Японии было больше огнестрельного оружия, чем во всей Европе. Появились первые пистолеты, причём устойчивые к сырости! Баллистики на 25 лет раньше Галилея рассчитали, что снаряд летит по параболе и придумали прицельную планку, развилось искусство украшения оружия, впервые в мире появилось понятие снайперской работы. Пявились целые школы стрельбы – «ходзюцу» по аналогии с «кюдзюцу» - стрельбы из лука и «кэндзюцу» - боя на мечах.
Ну вот кажется и всё, меч и копьё ушли в пошлое.
Да ничуть не бывало! В японской части истории оружия произошёл невиданный, но где-то вполне логичный поворот. Начиная с 1625-1650 и до середины 19 века роль огнестрельного оружия была искусственно сведена к нулю.
Что же произошло?
А произошло всё как всегда. Сегун решил, что вооружённый народ или какие-нибудь заговорщики могут выкинуть неприятный фокус, и проведя разоружение и крупную демобилизацию практически полностью запретил производство и импорт огнестрельного оружия на острова.
http://trench.nnm.ru/podloe_oruzhie/page-2