“Мир- это маскарад: лицо, одежда, голос - все подделка, каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле; каждый обманывается, и никто не узнает себя. ” Ф. Гойя.
Маскарад (фр. mascarade из итал. mascarata, mascherata, от итал. maschera «маска» ) — бал, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большею частию с масками на лицах. Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Они составляют одно из любимых развлечений карнавала.
Театральная энциклопедия определяет маскарад как (от фр. Mascarade, ит. Masherata) – это празднество, бал, вид массового народного гуляния с уличными шествиями, театрализованными играми, участники которого надевают маски и особые костюмы. Маскарады, главным образом, проходят под открытым небом.
Истоки маскарадов лежат в глубокой древности, начиная с архаических времен и древней Греции. В IV–III вв. до н. э. в греческих колониях на Сицилии, на юге Италии любовью зрителей пользовались веселые народные театральные представления – флиаки (от греч. phlyax – шутка) . Флиаки были тесно связаны с мимом, однако актеры здесь играли в масках. Они пародировали трагедии и комедии, обращались к сюжетам, взятым из обыденной жизни. Бытовая комедия требовала все большей индивидуализации образов, гибкой актерской техники, умения передавать многообразие повседневной жизни.
Что же касается России, то прототипами маскарадов были святочно-масленичные гуляния, скоморошество, т. е. истоки находятся в русском фольклоре.
Со времени маскарады видоизменялись, приобретали различные формы. Так, появившись при Петре I, маскарады имели своей целью политическую ситуацию реформ, проводимых императором, а так же важное значение в борьбе с церковной оппозицией, выступавшей против нововведений. Маскарады проходили в форме уличных шествий. В этот период времени сословные различия, хотя и имели место были не очень ярко выражены. При Екатерине II все еще существовала такая форма маскарадов, как уличное шествие, однако, маскарады постепенно стали терять всенародность, подвергались «бытовизации» и стали превращаться в обозреваемое зрелище с преобладаниями зрителей над исполнителями – участниками. Тем самым подчеркивались сословные различия общества.
Если рассматривать маскарады дальше, то в XIX веке общественные маскарады практически сошли на нет, появилась такая форма, как балы-маскарады, которые проводились в частных домах дворян.
Существенным отличием от предыдущих форм является то, что теперь в маскараде отсутствовал какой бы то ни было сюжет, и каждая маска вела себя не зависимо от других. Хотя у маскарадов существовали свои законы, свои вольности и запреты и все же они значительно отличались от традиционных балов с их этикетом и строгим распорядком.
В XV и XVI ст. большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в XIX веке несколько упрощён.