Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты
Лидеры категории
Лена-пена Лена-пена
Искусственный Интеллект
М.И. М.И.
Искусственный Интеллект
Y.Nine Y.Nine
Искусственный Интеллект
king71alex Куклин Андрей Gentleman Dmitriy •••

Что известно о богатыре Полкане?

A-stra Гений (78534), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
~ АкваМаринка ~ Высший разум (119874) 16 лет назад
Полкан, герой русских былин

— пес, богатырь, песиголовец, один из героев русск. сказочного и былинного эпоса; мы встречаем его (по текстам XVIII в. ) в числе "сильных богатырей" вместе с Самсоном Колывановичем и Святогором, в свите кн. Владимира. В споре с Аникой-богатырем Смерть упоминает П. в ряду наиболее сильных и непобедимых богатырей. По другим данным, "чудище Полканище, П. Полканович" является дублетом Идолища Поганого (см. Поганое идолище) : "в Киеви людей поедает, по туриному жвачку жует"; Илья Муромец, обменявшись одеждой с каликой, является в Киев, застает П. за едой и, посмеявшись над его обжорливостью, раскалывает на двое. В другой былине П. является кормчим Сокола — корабля, которым командует Илья Муромец (Киреевск. I, 40). П. попал в русский народный эпос с песьей головой и другими характерными признаками из средневековой переработки 4-й книги поэмы "Reali de Francia", заключающей в себе повесть о "Бове Королевиче" (Buovo d 'Antona). П. — Pulicane, пес-богатырь — родился от знатной христианской сеньоры и пса (известия о рождении подобных уродов очень часты в средневековых хрониках; см. Песьи главы) . В повести о Бове П. послан преследовать героя, спасшегося бегством из плена. П. вступает с Бовой в бой, в котором Бове помогает его конь. В русской сказке П. бьёт Бову, подобно русским богатырям, целым дубом (ср. Василия Буслаева с его червленым вязом) , но побежден Бовой и делается верным его другом. На такое происхождение П. в русской сказке и затем в былине указано было А. А. Котляревским, Пыпиным, Александр. Веселовским. По мнению Бессонова, не выдерживающему критики, П. — коренной русский богатырь, а не итальянского происхождения; имя его происходит будто бы от "Пол-конь". П. известен в русской литературе давно: Азбуковник XVII в. сообщает о нем, что П. — получеловек, полуосел; это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя П. стало нарицательным для людей необыкновенной силы; так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из "за-астраханских степей". Проводником в народную среду представлений о богатыре П. были переводы названной итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в. , изданной акд. А. Веселовским ("Из истор. ром. и повестей", II). В XVII в. число рукописей и переводов увеличивается; в XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом. Из лубочной сказки о Бове П. переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает П. , напавшего на китайское царство, и т. д. Отсюда при несомненном воздействии лубочной литературы на народную сказку и былину П. появляется и в былинном эпосе, занимая место постепенно забываемых Идолища и Ермака (в былине о Соколе-коробле).
Остальные ответы
нюша Гуру (3560) 16 лет назад
лично мне? -ничего
Валентина РуПросветленный (23829) 8 месяцев назад
мне было тоже, но я не поленилась, погуглила !!! )))
Валентина РуПросветленный (23829) 8 месяцев назад
https://ar.culture.ru/ru/subject/bova-korolevich-porazhaet-palkana?ysclid=lu6pc0v55c271461248

Многие сюжеты лубочных картинок изначально были иноземного происхождения, но прочно вошли в русский фольклор, став народными стихами или сказками и даже превратившись в устойчивые иносказательные выражения. К таким героям относился и Бова́ Короле́вич.

Бова Королевич, побивающий Полкана, — частый сюжет лубочных картинок. «Славный сильный и храбрый Бова Королевич поражает Палкана Богатыря» — это лубочная картинка, напечатанная литографским способом.
Валентина РуПросветленный (23829) 8 месяцев назад
Богатырские сказки о подвигах Бовы Королевича, вероятнее всего, имеют итальянское происхождение. Сюжет сказки очень сложный, в нём много интриг, вражды и подвигов. Богатырь Бова побеждал все посылаемые против него рати.

Вышел против него богатырь Полкан, вырвал дуб из земли, как настоящий русский богатырь. Но был он полуконём-получеловеком. И победил его Бова. Но Полкан предложил дружбу, союз и свою помощь, и Бова согласился. Много врагов они одолели вместе. Полкан спас от гибели жену и детей Бовы, но сам погиб от когтей напавшего на них льва.
Валентина РуПросветленный (23829) 8 месяцев назад
Очень хорошо эту сказку знал А. С. Пушкин и использовал некоторые имена (Додон) и сюжетные линии в своих сказках («Сказка о Царе Салтане»).
Лорик Мыслитель (6953) 16 лет назад
Полкан

Полкан-богатырь – персонаж русского фольклора, могучий получеловек-полузверь, «чудовище вообразительное» (по определению «Словаря Академии Российской» 1822 года. )
Происхождение этого фантастического образа до сих пор остается предметом исследований и споров среди филологов, исследователей фольклора.
Один из текстов XVI века сообщает: «Есть один чоловек, именем Пулкан.. . он может на трыдцать тисечей конных ударыти.. . до поеса чоловек, ано нижей як пес» . В конце XVIII века «Словарь русских суеверий» М. Чулкова сообщает о полкане, что «славяне почитали его полубогом и приписывали ему силу чрезъестественную» . По сообщению исследователя XIX века П. Георгиевского, полкан – «умный, красивый, могучий богатырь» , в результате чар приобретший полузвериный облик; «от власти его зависели сивки, бурки, вещие каурки» . В качестве одного из сказочных богатырей его упоминает и Пушкин.
Некоторые авторы полагали, что первоначально имелся в виду кентавр (полконь) , но для кентавра в старорусской речи было другое, более точное наименование – китоврас. По мнению других, полкан – это составленный наподобие кентавра получеловек и полупёс (или полулев; но следует учитывать, что в русском фольклоре лев нередко переосмыслялся как громадный пёс) . На латыни canis – пёс, собака; это также могло повлиять на осмысление звериной половины полкана как собачьей и вообще на соотнесение образа сказочного полкана с собаками (здесь стоит заметить, что в геральдике пёс – очень почтенное животное, символ верности и постоянства) . Полкан фигурировал в былинах, сказках; нередки народные детские игрушки в виде полкана.
В просторечии слово «полкан» часто служило обозначением сверхъестественной мощи. Так, поэт Н. Шатров в пору Отечественной войны 1812 года в «Песне донскому воинству» обращался с этим прозванием к победоносным войскам:

Только взгремело царское слово:
Россы-полканы! Враг под Москвой!
Тотчас сто тысяч храбрых готово
Броситься в бой.

Более прозаическое применение этого же прозвания – в виде клички для сильного охотничьего или сторожевого пса (предполагалось, что такая кличка придаст псу еще большую силу) – со временем стало наиболее известным.
Первоначально образ полкана не подразумевал каких-либо одежд на его сверхъестественном теле, но со временем в сказочной, игровой версии его образа человеческая его часть стала часто снабжаться одеждой, шапкой и т. п. Глиняные игрушки-полканы дают множество примеров такого «цивилизованного богатыря-полузверя» .
.
Мистерия Мудрец (18064) 16 лет назад
Полка́н ( итал. Pulicane, «полупёс» ) — персонаж «Повести о Бове Королевиче» , существо с телом наполовину человеческим, наполовину лошадиным (в некоторых вариантах — пёсьим) , обладающее огромной силой и скоростью (может скачками перемещаться на большие расстояния — «семь вёрст за один скок») . В повести сначала выступает как враг Бовы, однако после сражения с ним становится его верным другом и союзником. Полкан помогает Бове побеждать посылаемые против него рати недругов, практически неуязвим в бою. Однако Полкан знает о своей неминуемой смерти от львиных когтей и погибает, защищая жену и детей Бовы от этих хищников.

В итальянской рыцарской поэме «Reali de Francia», послужившей (в переводе на старобелорусское наречие) источником русской повести, Пуликане — зверочеловек с пёсьей головой, сын знатной христианской сеньоры, сошедшейся с собакой (распространённый мифологический и фольклорный мотив брака людей и животных, ср. Минотавр) . Образ Полкана прочно вошёл в русский фольклор и народное искусство XVII-начала XX века. В былинах Полкан упоминается как песиглавец, в одних сюжетах замещает Идолище Поганое, в других — оказывается в свите князя Владимира в числе «сильных богатырей» . В лубочных изданиях XVIII-XIX века он был полностью отождествлён с кентавром (по ложной этимологии полуконь) , а наибольшей популярностью среди лубочных художников пользовалась сцена его сражения с Бовой. В народных промыслах вроде каргопольской игрушки его также часто изображают с телом коня, при этом нередки изображения Полкана в виде получеловека-полупса с дубиной.

Имя Полкан использовали композитор Н. А. Римский-Корсаков и либреттист В. И. Бельский: так был назван воевода в опере «Золотой петушок» по мотивам «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина Также Полкан является крайне распространённой собачьей кличкой.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Полкан_(мифология)
Madeleine Высший разум (131695) 16 лет назад
Полкан - славянское божество, представляемое в образе полуконя, получеловека. Славяне верят, что солнечных коней Свентовита стережет Полкан. Он же пасет небесное стадо иных славянских богов. Ещё одно близкое Полкану существо славянской мифологии зовётся Китоврас и представление о нём; видимому, взаимосвязано с греческим Кентавром.
На счастье лепился и Полкан, не менее интересный персонаж в месной игрушке. Он на половину бравый генирал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня и на ногах копыта. Обязателен у Полкана признак пола. Полкан родственник древнеславянскому Яриле - божеству весеннего солнца. А звался Полкан в язычестве Плиханом, и праздник его был в один день с Ярилой. А потому на груди Полканихи часто изображался красный круг - солнце, а сам Полкан награждался большим крестообразным рисунком на груди. На Руси XV веке Полкана чеканили на монетах, позже помещали на изразцах, печатали на лубочных картинах, кроме того, он часто встречается в русских сказках и былинах. Он всегда был статным и сильным добрым богатырем, защитником людей от сил зла. Полкан и Полканиха были олицетворением крестьянского труда, силы и отваги.
Похожие вопросы