♛ Золотко ツ
Высший разум
(315102)
16 лет назад
Святки — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января) , всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.
До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога. ) По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» — души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.
В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности — насколько опасно занятие гаданием для православного. Шестилетнему отлучению от Причастия подлежат те, кто, «соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество подобных толков… » А тех, кто закоснел в этих языческих вымыслах, и вовсе отлучали от Церкви.
Святки, появилось еще до принятия христианства, и было связано с поклонением богу неба - Святовиту. По другой версии это слово происходит от старославянского свиатки - души предков. В соответствии с народными поверьями, перед началом святок на землю поднимается вся нечистая сила во главе с самим Князем Тьмы для того, чтобы ловить в свои сети заблудшие души. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы, а также ряженья и колядования.
...
Профи
(543)
16 лет назад
Из Среднего Приобья!
И. Неклепаев
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗИМНИЕ УВЕСЕЛЕНИЯ ВЗРОСЛОЙ МОЛОДЕЖИ В РАЙОНАХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ
СВЯТКИ
Святки в Сургуте считаются молодежью самым веселым временем года и обыкновенно она их ждет с большим нетерпением. Да и как их не ждать? Зима, с ее обычными монотонными работами изо дня в день, успела уже достаточно наскучить, а тут предстоит сплошное веселье чуть не целых две недели. И вот, еще задолго до святок парни и девушки начинают уже готовиться к ним: мастерят себе из бумаги маски, придумывают какие-нибудь замысловатые, смешные костюмы для предстоящего ряжения, запасаются заранее музыкой.
Наступают святки. Первые три дня праздников проходят чинно и степенно, как о вообще здесь все праздники. Старшие ходят друг к другу в гости, умеренно выпивают и стараются держаться возможно солиднее и важнее; молодежь же в большом нетерпении и с трудом сдерживается, чтобы с первого же дня не пойти рядиться.
Но вот настает третий вечер праздников и хотя рядиться, по правилам мудрых стариков, еще несколько рано, надо подождать до следующего дня, но молодежь уже не может далее сдерживаться и шумными ватагами, в самых причудливых костюмах, высыпает на улицу и начинает ходить по домам.. .
Ряженые обычно ходят небольшими толпами, или, как здесь говорят, "табунами", редко - в одиночку. Несколько парней и девушек, сговорившись заранее, еще засветло, собираются в одну избу и здесь начинают рядиться, кто во что может. При этом молодежь, в особенности девушки, во что бы то ни стало стараются получше разодеться на святки.
Девушки вытаскивают из своих сундуков наиболее ценные и нарядные платья, полушалки и шали, которые, кажется, только и хранятся для святочного ряжения, так как больше их нигде не увидишь; парни тоже, чтобы не ударить лицом в грязь и не отстать от своих подружек, напяливают на себя лучшие пиджаки, сюртуки, дипломаты и пр.
Но встречаются и чисто святочные костюмы. Некоторые шьют себе нарочито для святок какую-нибудь смешную одежду из рогожи, наряжаются, как и везде в деревнях России, в вывороченные шубы, приделывают себе горбы, представляются стариками и старухами и пр. Иногда наряжаются в самоедские и тунгусские малицы (верхняя одежда из оленины, шерстью внутрь) и, расхаживая по домам со шкурками белок и лисиц, как бы для продажи их, представляют из себя самоедов и тунгусов . А то так и просто надевают кумыш (верхняя зимняя одежда сургутян, тоже из оленины, но шерстью наружу) , который прекрасно может скрыть как пол, так и возраст, а голову прикрывают салфеткой. Это даже едва ли не самый распространенный здесь святочный костюм, особенно для тех, кому нечем щегольнуть своими нарядами, - да и при здешних морозах, которые нередко достигают на святках до 50 градусов по C, он представляется более подходящим, чтобы расхаживать из дома в дом, чем легкие, хотя, может быть, и нарядные платья. Правда, этот костюм имеет и свои неудобства: ряженым приходится плясать, а танцевать в кумыше (необычайно мешковатой и теплой одежде) , да еще среди многолюдной компании в жарко натопленной комнате, представляется не особенно заманчивым. И эти танцоры в кумышах, особенно в европейских танцах, обливаясь потом среди бесконечных фигур кадрили, имеют необычайно жалкий вид.
Некоторые (больше из состоятельных) надевают на лицо маски, сделанные из бумаги и купленные у своих же сургутских мастеров по этой части; другие расписывают себе лицо сажей или приделывают бороды и усы из конских и
коровьих хвостов, большинство же маскирующихся, или, как их называют в Сургуте " машкарадников ", просто закрывают себе голову салфеткой, простыней или белым платком и этим ограничивают все свое ряженье, и затем в своем собственном платье, но только более нарядном и ценном, отправляются ходить по домам.
Обыкновенно не везде принимают ряженых и наружным признаком, принимают ли в том или
Источник: И. Неклепаев
agasova60
Мыслитель
(7731)
16 лет назад
Гадание на рисовых зернах Над банкой с рисом держат ладонью вниз левую руку и сосредоточившись, задают вслух вопрос. Затем берут из нее горстку риса и высыпают на расстеленную салфетку. Четное число зерен - положительный ответ. Нечетное - отрицательный. Гадание по книге На обложку закрытой книги кладут левую руку и задают вопрос. Затем открывают наугад и читают строку, начинающуюся под большим пальцем левой же руки. Гадание на сновидение Перед сном необходимо съесть что-то соленое, но не пить. Ложась спать, загадывают, говоря: "Суженый, ряженый, приди ко мне и напои меня! " Кто напоит - за того и замуж пойдете. Гадание на луковицах На луковицах пишут имена возможных претендентов на руку и сердце. Ставят их в воду. Которая луковица прорастет раньше - от имени того и ждите предложения о замужестве. Гадание для замужних В стакан наливают воду и на приготовленном заранее листке бумаги пишут имя любовницы мужа. Тут же должны быть приготовлены ложка соли и зажженна я свеча. Соль из ложки бросают в стакан и тут же зажигают от свечи лист бумаги с именем соперницы. Ложкой быстро перемешивают соль со словами: "Если соль быстрей растает, то меня муж не оставит, а бумага догорит - их любовь перегорит". Затем смотрят: если соль растаяла, а бумага еще тлеет, значит, муж останется в конце концов с вами. Если же наоборот, то муж рано или поздно уйдет. Гадание на телефоне Задумать вопрос, мысленно сосредоточиться на нем. Глядя на телефон, вслух задать его. Если первый звонок будет от мужчины - ответ положительный. От женщины - отрицательный. Гадание на светящихся окнах Выйти на улицу вечером, когда уже хорошо стемнеет. Мысленно задать интересующий вопрос, повернувшись к дому спиной. Затем обернуться и сосчитать светящиеся окна. Четное число говорит о положительном ответе, нечетное - об отрицательном. Гадание по охапке дров Под Новый год, как девушки, так и парни в темноте берут охапку дров и несут их в комнату, чтобы счесть количество их; если по л учится четное число, то гадающий выйдет замуж или женится в этом году, если нечетное число - то останутся холостыми. Гадание с кадкой на голове Под Новый год девушки выходят во двор и одной из них надевают на голову кадку, затем поворачивают девушку несколько раз в разные стороны и велят ей идти. Если девушка пойдет к воротам, то в этом году выйдет замуж, если же в глубь двора, то останется в девушках. Гадание на суженого по имени На Святках девушка брала хлеб или пирог и вечером с ним выбегала на улицу и спрашивала первого проходящего мужчину, как его звать - в уверенности, что с таким именем будет муж. У этого простого гадания существовало множество различных вариантов - в разных губерниях, в разных деревнях спрашивали по-разному: с первым куском во рту, с блином на голове. Иногда спрашивали прохожего не "Как тебя зовут? ", а "Как зовут моего суженого? ". Кстати, окличкой занимались не только девушки, но и холостые парни. Гадание рукавицей С полки кидают вверх рукавицу: ес ли она упадет кверху большим пальцем, это значит, что приедет тот, кого ждут; если же большой палец обращен книзу, то ожидаемый не приедет. Гадание на ложках В ночь на Новый год все члены семьи берут по ложке воды и выносят в холодное место, а поутру смотрят: у кого вода застыла с углублением, тот умрет, а у кого ровно или с бугорком -будет жить в наступающем году. Гадание по поджиганию бумаги Под Новый год в чашку наливают воды на половину ее глубины, а на края наклеивают бумажку со своей фамилией. В скорлупу грецкого ореха или к дощечке приклеивают зажженную свечу такого размера, чтобы пламя свечки могло поджечь бумажку, и пускают ее в воду. Если свеча подплывет к чьей-либо бумажке и подожжет ее, то желание гадающей исполнится; так же узнают свою судьбу, но только на край чашки, вокруг ее налепляют сплошь бумажки с разными надписями - как, например: "Умру в этом году", "Выйду ли замуж или женюсь ли", "Разбогатею ли"
Галина Ягодкина
Мудрец
(12254)
16 лет назад
Между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают святки - двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова "кумир" - изображение, изваяние языческого божества) . Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. "На коляду дня прибыло на куриную ступню" - говорили в народе.
Существует версия, что слово "колядки" произошло от слова "календы", которым римляне называли начало нового года. Коляда - славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, "бог торжеств и мира", по словам историка Н. М. Карамзина.
Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на "кобылу" сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой. Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:
Коляда, моляда,
Уродилась коляда!
Кто подает пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не дает ни
копейки -
Завалим лазейки,
Кто не дает лепешки -
Завалим окошки,
Кто не дает пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!
После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр. В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, события праздников Рождества и Нового года. Духовенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочинять книжные колядки - "канты".
Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.
Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.
"На святки самая строгая мать, - читаем в книге С. В. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила", - не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в "жировой" избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают "слушать" под окнами и гадать в поле".
В "святые вечера" женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочан