В Европе фарфор называли порцелином. Это слово произошло от итальянского «porcellino», что значит поросенок или свинушка. Своим внешним видом (формой, цветом, блестящей поверхностью) фарфоровые черепки напоминали вынутые из воды морские раковины, очень похожие на маленьких бело-розовых поросят. Слово «фарфор» появилось в русском языке в середине XVIII века. Вероятнее всего оно произошло от арабского слова «фахфури» , что значит императорский, — так называли на Востоке лучший по качеству фарфор, предназначавшийся для царствующих особ. Широкое проникновение фарфора в Европу началось сравнительно поздно — в 1508 году его привезли португальские купцы, в то время, как в Индии и на Арабском Востоке он был известен давно.
С фарфором повторилось то же, что было с другими китайскими изобретениями -порохом и книгопечатанием. Европейцам пришлось изобретать их заново, потому что китайцы ни с кем не делились своими знаниями. Секрет изготовления фарфора был разгадан Йоганом Бётгером - придворным алхимиком саксонского короля Августа Сильного. После того как король отдал прусскому королю целый полк гусар в качестве платы за китайский сервиз, он предложил Бётгеру найти способ изготовления фарфора.
Как и многие другие алхимики, Бётгер занимался поисками «философского камня» , с помощью которого якобы любой металл превращался в золото. Проделав многочисленные опыты, он сумел изготовить фарфор из мейсенской глины.
Правда, в отличие от китайского, он был не белый, а коричневый. В мейсен-ском замке короля Августа Альбрехтсбург была устроена первая фарфоровая мануфактура. Здесь Бётгеру наконец удалось изготовить и белый фарфор.
Сначала фарфоровую посуду можно было видеть только во дворцах и домах знати. Только в 1707 году мейсенский фарфор впервые появился в продаже - на лейпциг-ской ярмарке.
В дальнейшем фарфор сохранил как художественное, так и прикладное значение. Наряду с посудой для повседневных нужд, из фарфора изготовляли статуэтки, сервизы и другие изделия, эскизы для которых делали крупнейшие художники и скульпторы. Так, например, с ломоносовским заводом в России сотрудничали такие крупные художники, как П. Клодт и Е. Лансере. А в двадцатые годы нашего века на нем работала целая плеяда мастеров во главе с А. Чехониным. Созданные ими фарфоровые изделия ныне представляют большую редкость и экспонируются во многих крупных музеях мира.
---