Сидони Гуссенс, первая в истории арфистка, выступившая по радио и телевидению, прожила 105 лет и в последний раз выступила на концерте в 92 года.
Сидони Гуссенс (англ. Sidonie Goossens; 19 октября 1899, Лискард, ныне часть города Уиррал — 15 декабря 2004, Рейгейт близ Лондона) — британская арфистка из музыкальной династии Гуссенсов, дочь Эжена Гооссенса, сестра Леона и Юджина Гуссенсов.
В 1921 г. дебютировала в оркестре своего брата Юджина, созданном ради британской премьеры «Весны священной» Игоря Стравинского. В том же году поступила в Лондонский симфонический оркестр, став единственной женщиной в его составе. В 1923 г. стала первой арфисткой, выступившей по радио, а в 1936 г. — первой арфисткой, выступившей по телевидению (в телевизионном оркестре своего мужа Хайама Гринбаума) . На протяжении 50 лет, с 1930 по 1980 г. , играла в Симфоническом оркестре BBC, единственной из музыкантов первого состава оркестра приняв участие в концерте в честь его 50-летия. С 1960 по 1989 гг. была профессором Гилдхоллской школы музыки и драмы. Последнее выступление Гуссенс состоялось в сентябре 1991 г. , когда она в ходе ежегодного заключительного гала-концерта Би-Би-Си промс аккомпанировала певице Гвинет Джонс, исполнявшей знаменитую ирландскую песню «Последняя роза лета» .
Арфа — щипковый струнный музыкальный инструмент.
Он имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же — закругленная с одной стороны; он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа) , змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.
Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять октав) , а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером в 1720 г. Этот мастер приделал к арфе семь педалей.