К древнейшей их разновидности относятся так называемые ''горшковые'' изразцы. Древнего Рима, получившие преобразование в Европе в эпоху средневековья в прямоугольные, имеющие в задней части румпу, т. е. глиняную коробку для крепления изразца к стене. Горшковые изразцы происходят из слоя XIV- XVI вв. Они формировались на гончарном круге; ранние (XIV-XV вв. ) - на ручном, со значительной примесью крупнозернистого песка, поздние (XVI в. ) - на ножном из красножгущейся глины хорошего качества без явно грубых включений в её состав.
Коробчатые изразцы, пришедшие на смену горшковым, в зависимости от технологии, разделяются на большие группы:
1) Терракотовые рельефные (кон. XVI - XVIII вв.) ;
2) Зелёные поливные рельефные (XVII в.) ;
3) Полихромные рельефные (кон. XVII-XVIII вв.) ;
4) полихромные расписные (XVIII в) .
Технология изготовления коробчатых изразцов XVI-XVII веков сложнее технологии производства горшковых изразцов и показывает качественно-новый уровень гончарного ремесла поздефеодального периода. Лицевая пластина коробчатых изразцов оттискивается в специальных формах, изготовленных из дерева или глины (матрицах) . На матрице вырезался орнамент, который затем передавался изразцу. Красота изразцового убранства зависела в древности от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Недаром само слово ''изразец'' - это то, что вырезано, обработано.
Первые изразцовые печи на Руси появились около 400 лет назад в XVI веке. Изразцы, украшавшие их, по цвету глины, из которой они формовались, были названы красными. Рельефные изображения на них рассказывали о военных походах, осадах крепостей, конных выездах, фантастических и реальных животных и растениях. Изготавливали их в гончарных слободах больших городов. По сей день при археологических раскопках находят изразцы и их фрагменты. Расцвет русского изразцового искусства наступает во второй половине XVII века, когда получают распространение поливные изразцы, сверкающие зеленой глазурью, «муравой» или многоцветные, так называемые «ценинные» .
Ими стали облицовывать не только печи, но и наружные стены зданий. Изразцы были больших размеров с высокорельефным изображением: яблок, груш, диковинных ананасов и винограда, цветов со сложным с переплетением стеблей, птиц на ветках и даже русских мужичков. Муравленые и ценинные печи можно было увидеть только в царских и боярских покоях, приказных палатах, в богатых монастырях. «А знатные да богатые, те кладут печи у себя в домах изразцовые» , -отмечают современники. Впервые многоцветные изразцы стали делать белорусские мастера, много из которых бежало на Русь от польских и литовских угнетателей. Многие из них селились в Москве в Гончарной и мещанской слободах, у них учились русские гончары искусству поливных изразцов. Искусство их сплелось и стало неразличимо. Были мастера керамики и в далеких северных городах Тотьме, Сольвычегодске, Великом Устюге, прославился изразцовым убранством церквей богатый торговый город Ярославль.
В XVIII веке изразцами облицовывают только печи, изящные стройные сооружения с колонками, украшавшие парадные залы и жилые помещения дворцовых построект и дворянских усадеб. По указу Петра I начинают изготавливать плоские живописные изразцы с изображением «трав разных» и «всяких фигур человеческого, звериного и птичьего видов» . Неизвестные живописцы поведали нам о быте, нравах, обычаях того времени.
Подлинное возрождение русской керамики было связано с возникновением в 1890 году Абрамцевской керамической мастерской под руководством М. А. Врубеля. Здесь работали крупнейшие русские художники Васнецовы, Серов, Коровин, Головин и другие. Печи, камины, панно и отдельные изразцы, изготовленные ими, по своим формам, сюжетам, не всегда напоминают древнерусские, но повторяют их сияющие краски и праздничность.