Эмпатия (EMPATHY)
Особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей.
Буквально эмпатия значает “вчувствование” в другого человека — в противоположность симпатии, то есть “сочувствию”.
Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии ХIХ века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями.
Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них.
Возможность подобных совпадений является важнейшей предпосылкой аналитической практики.
В аналитической ситуации эмпатия является следствием “свободно парящего внимания” и развитой автономии аналитика, представляющей собой важный компонент его рабочего Я.
Аналитик не должен относиться к эмпатии как к мистическому или трансцендентному феномену.
Вербальная и невербальная активность пациента, его аффекты во время аналитической работы вызывают у аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния.
Самовосприятие или интроспекция аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте.
Эмпатия, следовательно, представляет собой временную и частичную регрессию Я, обеспечивающую легко обратимую идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процессу.
Эмпатия может возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как реакция на переживание утраты аналитических взаимоотношений.
Эмпатия — процесс предсознательный, автоматический и “беззвучный”.
Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении пациента.
Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией.
Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты — аффективные, когнитивные и логические, — которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения.
Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процессах.
Она является относительно нейтральной и лишена компонента суждения — в отличие от родственных ей феноменов сострадания и симпатии, от которых ее следует строго отделять.
Состраданию и симпатии недостает объективности, они предполагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении.
Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблюдения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса.
С точки зрения психоаналитической психологии Самости (Kohut, 1959), эмпатия означает адекватное восприятие и реакцию на чувства и потребности пациента.
В целом психоанализ рассматривает эмпатию как сосредоточение на внутреннем мире пациента.
Поэтому среди аналитиков принято говорить об эмпатических компонентах понимания, интерпретации или вмешательства, не возводя эмпатию в ранг основного принципа аналитической техники.
сочувствие, сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
А вот какое происхождение этого слова, какая его история? Для меня является не раскрытой.