Мистерия
Мудрец
(18064)
16 лет назад
Коррида (исп. corrida (de toros))— наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах и состоящее в выполнении определённой последовательности фигур с быком особой породы, обычно завершающихся смертью быка.
История корриды, скорее всего, восходит к бронзовому веку, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет) . Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным. Подобные церемонии существовали и у других средиземноморских народов, в частности, у древних греков.
Известно, что в средние века к битвам с быком питали пристрастие Карл Великий, Альфонсо X Кастильский, Сид. К концу XV века, то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Те, кто еще недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле брани, снова могли испытать себя на арене. В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в том числе особо важные аутодафе, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период эстетизируется и становится фактом культуры.
Пешая коррида появляется в начале XVIII века. Причиной изменения обычаев является, по всей видимости, неприязнь короля-француза Филиппа V к этой испанской традиции, вследствие чего коррида становится праздником людей низших классов, не имевших своих лошадей (или боявшихся рисковать ими) . Место рождения современной корриды — Андалусия. В последующие сто лет появляются первые известные тореро, разработавшие ритуалы и приёмы современной тавромахии — Хоакин Родригес «Костильярес» , Хосе Дельгадо Герра «Пепе-Ильо» , Педро Ромеро Мартинес. Бой быков быстро развивается на протяжении XIX столетия, а его «Золотым веком» считаются 1910—1920-е годы, когда выступают Хуан Бельмонте (считается лучшим тореро всех времён и отцом современного стиля тавромахии) , Хосе Гомес «Гальито» (он же «Хоселито») , Рафаэль Гонсалес «Мачакито» . После гражданской войны 1936—1939 гг. , когда появляются новые выдающиеся матадоры (Манолете и др.) , популярность корриды быстро возрастает во всём мире, хотя сейчас у неё много противников, особенно среди защитников прав животных.
Irina I.
Просветленный
(35201)
16 лет назад
Тавромахия (коррида) - бои и игрища с быками известны в Европе и Азии с древнейших времен. Прародителями корриды считают иберов - народ, населявший Пиренейский полуостров и почитавших быка, как священное животное.
В самой Испании корриды происходили еще до римского завоевания. В античное время их связывали с культами солнца и плодородия. В средние века испанские корриды обыкновенно связывались со свадебными торжествами. Самая пышная из коррид древности состоялась в 1144 году по случаю бракосочетания принца Гарсиа VI Наваррского с дочерью короля Альфонсо VII. Известно, что во времена Альфонсо Х в деревнях Эстремадуры жених из мало-мальски хорошего семейства непременно при поддержке друзей дрался с быком и должен был вонзить в холку животного дротик, украшенный лентами невесты.
Именно тогда и начали появляться первые профессионалы, и Альфонсо Х издал указ, объявляющий выступление на корриде за деньги бесчестным и позорным делом. Тогда основным видом корриды были бои конных идальго или простолюдинов против быков, и участники должны были «безвозмездно демонстрировать свою смелость перед злым животным» . Быка при этом предписывалось по возможности не убивать – смертью быка заканчивался особый бой, более других напоминавший древнее жертвоприношение.
Первые корриды в Мадриде проходили на площади Кампо-дель-Рей («Королевское поле» , чуть позднее главной городской ареной стала Пласа-Майор («Главная площадь») . В дни праздников здесь убивали «четырех быков утром и двенадцать вечером» .
Первая школа тавромахии возникла в конце XVII века в Севилье. И к концу следующего века профессионально обученные тореро постепенно вытеснили развлекающихся рыцарей с «пласа брава» - «сцены храбрости» …
Испанские церковники не только благосклонно смотрели на традицию, возникшую в недрах идолопоклонничества, но и не без удовольствия присутствовали на корридах – хотя Рим и не приветствовал этого увлечения. Впрочем, в 1519 году в дни карнавала коррида (на которой погибли три матадора) была проведена прямо на площади святого Петра в Риме, и на ней присутствовал сам святейший папа. Но 1 ноября 1567 года папа Пий V издал буллу, под страхом смерти и отлучения от церкви запрещающую проведение корриды, в его речи сама коррида квалифицировалась как «тупое и кровавое зрелище, более демона достойное, чем человека» . И что же? Король Филипп II «нажал на все рычаги» и добился отмены запрета!
В середине XVIII века каждый район Мадрида имел свою арену для корриды – как правило, площадь, огороженную деревянными щитами. Нынешняя коррида в основных чертах сохранила правила, сложившиеся в XVIII веке. С той поры до наших времен дошли три четко определенных периода боя: сначала пикадор на лошади, разъяряет, но и изматывает быка уколами пики; за ним бандерильерос, держа в руках два пестрых дротика остриями вниз, с грациозным спокойствием идут на быка, вонзают в шею и отбегают мелкими шажками; и наконец в сопровождении капеадорос, машущих плащами, появляется главное действующее лицо - матадор, он же эспада, ставший главной фигурой на арене с тех пор, как Филипп V отменил участие конных тореро в основном бою.
Наступает кульминация. Мулета обволакивает быка в бесконечно элегантной полуверонике, бык после смертельного удара еще идет неверным шагом в окружении матадора с развернутой мулетой и капеадорос с золотыми и розовыми плащами под мышкой. Тяжелея шаг за шагом, он рушится разом черной массой и умирает у ворот загона, откуда выскочил в начале корриды, вздергивая рогами и пьянея от отваги…
И это все. Это не стало спортом и перестало быть жертвоприношением. Испанцы – согласно данным опросов – разделяются на две почти равные половины. Одни называют корриду «национальным праздником» . Другая половина граждан Испании считает корриду «национальным стыдом» и протестует против публичного жестокого избиения животных.