Максим Сапожников
Профи
(616)
16 лет назад
Ико́на Свято́й Тро́ицы — визуальное выражение догмата о Св. Троице. Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» , поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде. Наиболее часто используется сюжет т. н. «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов.
Явися же ему Бог у дуба Мамврийска седащу ему пред дверми сени своея в полудни. Воззрев же очима своима, виде, и се трие мужи стояху над ним. И видев притече в сретение им от дверей сени своея и поклонися до земли. И рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. Да принесется вода, и омыются ноги ваши, и прохладитеся под древом. И принесу хлеб, да ясте, и посем пойдете в путь свой, его же ради уклонитеся к рабу вашему. … И взя масло и млеко и тельца, его же приготова. И предложи им. И ядоша. Сам же стояше пред ними под древом.
Три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.
В ранних изображениях изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.
Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.
Понимание трёх ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением IС ХС (атрибуты Христа) . Споры вокруг подобных композиций приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были атрибуты Христа.