В Российской империи помимо орденов и наградных медалей в конце XVIII и начале XIX века существовали наградные знаки в виде золотых крестов, которых было немного - всего пять. Каждый имел свою особую форму и надпись, но всех их носили на ленте ордена Святого Георгия. Такие кресты можно видеть на портретах офицеров и генералов, участвовавших в войне 1812 года. В эрмитажной портретной галерее мы отмечаем их на груди генералов П. И. Багратиона, Ф. П. Неверовского, И. М. Дука, Н. В. Вуича и многих других. На знаках российских орденов не проставлялся номер, они не говорят о том, в какой войне их заслужили и за какое сражение пожаловали, а золотой крест на георгиевской ленте сразу дает понять, что данный офицер участвовал во взятии Очакова или Измаила, в боях под Прейсиш-Эйлау, при взятии Праги или в штурме Базарджика, что поможет любителям истории определять портреты наших героических предков.
И. Ромбауэр. Портрет генерал-майора В. И. Депрерадовича. 1805 год. Грудь командира Семеновского полка генерал-майора Депрерадовича украшают алмазная звезда и лента ордена Святой Анны I степени, мальтийский крест и свидетельства его храбрости - крест Святого Георгия IV степени, а также золотые кресты за штурмы Очакова и Праги. На портрете отсутствует орден Святого Георгия III степени, полученный за бой под Аустерлицем, что позволяет уточнить дату создания портрета.
Очаковский крест :
После разгрома и уничтожения десанта на Кинбургской косе и освобождения Днепровско-Бугского лимана от турецкого флота главной задачей русской армии стало взятие Очакова - основной османской твердыни. В турецких владениях на Черном море он считался главным портовым городом того времени. Все лето 1788 года и до глубокой осени Очаков держал основные силы армии Г. А. Потемкина возле своих стен. Истощенный гарнизон крепости не сдавался. Приближающаяся зима вынуждала Потемкина к решительным действиям. В метель и мороз шесть колонн одновременно с двух сторон начали успешный штурм крепости. Сражение стало жестоким, кровопролитным и победоносным для наших войск. Очаков был взят.
Императрица осыпала наградами Г. А. Потемкина за победу:
"... почтили мы Вас знаком I-ой степени военного Нашего ордена.. . жалуем Вам фельдмаршальский повелительный жезл, алмазами и лаврами украшенный.. . и в память оным сделать медаль... ".
А. В. Суворов получил в награду бриллиантовое перо на шляпу ценой 4450 рублей; М. И. Кутузов - орден Святой Анны первого класса и орден Святого Владимира II степени. Особенно отличившимся офицерам пожаловали ордена Святого Георгия и Святого Владимира IV степеней, а не получившим этих орденов "жаловали Мы, - писала императрица, - знаки золотые для ношения в петлице на ленте с черными и желтыми полосами". Этот крест с закругленными концами представлял собой нечто среднее между императорским орденом и наградной медалью. Исключительная редкость его объясняется сравнительной малочисленностью награжденных.
Нижние чины за штурм неприступной крепости награждены серебряной медалью "За храбрость, оказанную при взятье Очакова декабря 6 дня 1788".