Здесь все возможные колеи.
В данной таблице приведен список колей железных дорог, применявшихся или применяемых на железных дорогах мира.
http://www.parovoz.com/spravka/gauges-ru.phpПО СЛЕДАМ КОЛЕСНИЦ
Самой популярной на сегодняшний день колеёй является так называемая «стефенсоновская» (она же «европейская» , она же «стандартная) колея: 1.435 мм, или в точности 4 фута и 8,5 дюймов. Общая протяжённость линий стефенсоновской колеи оценочно составляет 720 тысяч километров – этого достаточно для того, чтобы 18 раз опоясать по экватору земной шар!
Как нетрудно догадаться из названий, обсуждаемая колея была впервые применена Джорджем Стефенсоном на его первой железной дороге, затем распространилась на большую часть Европы и, наконец, стала де-факто стандартом – причём не только в Европе, но и, например, в Северной Америке. Не могу не привести легенду, которая пытается объяснить, почему в качестве «золотой середины» была выбрана именно эта колея. Сразу предупрежу, что научная достоверность легенды находится под большим вопросом! Но уж очень она красивая.
Итак, перенесёмся в 1825 год и попытаемся помочь Стефенсону в кратчайший срок закончить работу над «чудом техники XIX века» . Уже существуют первые рельсовые дороги с гужевой тягой (в том числе фроловская ж. д. в России! ) , поэтому поиск рельсов и шпал не представляет из себя особой проблемы. А вот с экипажем – загвоздочка… Не было ещё в Англии, да и во всём мире, паровозов! Не было, и всё тут… А время поджимает! И Стефенсон для ускорения процесса решает воспользоваться готовым решением – взять экипажную часть, или хотя бы её основные узлы, от гужевых повозок. В число основных узлов, вероятно, попали и оси с расстоянеям между колёсами, равным 4 футам и 8,5 дюймам.
А почему же все повозки, брички, телеги, тарантасы и прочая выпускались в доброй старой Англии с осями одинаковой длины? Дело тут вовсе не в силе традиций, а в разбитых, веками наезженных английских дорогах, по которым могла проехать только повозка определённой колеи. Так сказать, «рельсы наизнанку» .
Но дороги эти не появились в доброй старой Англии сами собой! Их построили римляне – большие любители капитальных сооружений. Они же были первыми пользователями мощёных дорог (по латыни – via strata, отсюда – автострада) , и они же перыми довели эти дороги до «рельсоизнаночного» состояния. Довели своими боевыми колесницами.
Осталось ответить на последний вопрос: а чему же равнялась ширина стандартной римской боевой колесницы? Ну конечно! Ширине, прошу прощения, крепкого конского зада. Вот мы с Вами и прошли по цепочке. И каждый раз, когда судьба занесёт Вас на железную дорогу стандартной колеи, не поленитесь и скажите «спасибо! » суровым римским легионерам и их верным коням.
КОЛЕЯ ИМЕНИ НИКОЛАЯ
Ну, и что у Вас получилось? Примерно 1.520 мм? Похоже на правду. Именно такова официальная ширина колеи Российских железных дорог, а также бывших «братских союзных республик» , не менее братской Монголии и добрососедской Финляндии.
История возникновения «русской» колеи связана с такой неприличной легендой, что будь я выпускницей Смольного института, я бы ни за что не привёл её здесь. Но, с другой стороны, эта легенда настолько изящна, что я позволю себе попросить выпускниц вышеупомянутого института перейти, зажмурившись, к следующему абзацу…
Рассказывают, что когда-то, в далёкую старину, американские инженеры были вызваны на доклад к царю Николаю I. Инженеры доступно изложили императору концепцию строительства первой общедоступной железной дороги в России, но из вежливости спросили напоследок, делать ли им колею такую же, как в Европе, или шире? И Николай будто бы ответил им традиционным русским риторическим вопросом: «На *** шире? » Но американцы были не слишком сильны в русском языке и приняли вопрос за указание, сделав колею равной 1.524 мм, что почти на 9 см шире, чем в Европе.
Подробности <a rel="nofollow" href="