Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты
Лидеры категории
Лена-пена Лена-пена
Искусственный Интеллект
М.И. М.И.
Искусственный Интеллект
Y.Nine Y.Nine
Искусственный Интеллект
king71alex Куклин Андрей Gentleman Dmitriy •••

Когда появились и что символизируют Нэцке?

♛ Золотко ツ Высший разум (313423), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
Aleksandr Karnaukh Просветленный (28234) 16 лет назад
Нэ́цкэ (яп. - 根付, netsuke) - произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно) . Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были красивые ящички (инро) , которые закрывались с помощью, бусины (одзимэ) , скользившей по шнуру. Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцке. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси - отверстий нэцке, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцке служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

[править] История
Считается, что саму идею нэцке японцы заимствовали из Китая, где подвесные брелоки изготавливали уже в IIIв. до н. э. В период Мин (1368-1644) китайцы называли такие вещицы чжуй-цзы или пэй-чуй. В Японии мода на нэцке появилась во второй половине XVI- начале XVII в. Распространению этого обычия способствовали так называемые "запреты на роскошь", благодаря которым официально разрешённая городская одежда стала выглядеть весьма скромно. В результате нэцке стало чуть ли не единственным её украшением. не удевительно, что этой маленькой, но столь важной детали костюма уделялось должное внимание.

Самостоятельным видом творчества изготовление нэцке стало в начале периода Токугава (1603-1868). Увеличивающееся городское сословие и его запросы стимулировали появление виртуозных мастеров нэцукэси - резчиков нэцке.
Виды нэцкэ

катабори
анабори
саси
маска
мандзю
рюса
кагамибута
нэцкэ с секретомкатабори - самый известный вид нэцкэ, компактная трёхмерная фигурка, размером от двух до восьми сантиметров
анабори - подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
саси - удлинённая форма катабори, напоминающая палочку, около 15 см длиной, крюк на конце которой служил для зацепки; использовались до того, как появились настоящие нэцкэ
маска - самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски Ноо, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута
мандзю - нэцкэ в виде толстого диска, который обычно покрывают рельефной резьбой, иногда делается из двух половинок
рюса - похожа на мандзю, но резьба прорезная, напоминающая кружева
кагамибута - тоже сходна с мандзю, но с металлическим диском, служащим крышкой, закрывающей миску, которая обычно изготавливается из слоновой кости. Металл богато украшается с использованием широкой гаммы техник.
нэцкэ с секретом - любая нэцкэ, которая делает что-нибудь, имеет движущиеся части или скрытый сюрприз

[править] Материалы, используемые при изготовлении
слоновая кость была лучшим материалом до запрещения её применения
дерево, самшит и другие твёрдые породы, второй по популярности материал в период Эдо, используется поныне
металл применяется для акцентирования в некоторых типах нэцкэ и для крышечек кагамибута
зуб гиппопотама - заменитель слоновой кости
рог носорога
коралл
глина/фарфор
лак
плетёный бамбук

Остальные ответы
mr.Romeo_47 Мастер (1402) 16 лет назад
произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно) . Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были красивые ящички (инро) , которые закрывались с помощью, бусины (одзимэ) , скользившей по шнуру. Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцке. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси - отверстий нэцке, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцке служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.
Ирина Гриднева Мастер (1121) 16 лет назад
Впервые нэцкэ упоминаются в японской энциклопедии «Киммо дзуи» , вышедшей в свет в 1690 г. Эти нэцкэ по форме были похожи на круглую лепешечку рисового печенья. Как правило, их изготовляли из дерева. Чуть позже, тоже в XVII в. , появились нэцкэ, выполненные в виде лакированных коробочек.

Значительный толчок производству нэцкэ дало распространение в Японии курения. Возникла необходимость постоянно иметь при себе целый набор курительных принадлежностей: трубку, кисет с табаком, огниво и пр.

После снятия запрета на отношения с Китаем в XVIII в. возник интерес к искусству китайской резьбы, оказавший большое влияние на материал и тематику нэцкэ. Широко стала использоваться слоновая кость — материал новый для японских мастеров, брелоки приобрели характер миниатюрной пластики.

Популярностью пользовались изображения на религиозные — буддийские и даосские — сюжеты и гротескные фигурки китайских и европейских купцов. Европейцев изображали в немыслимых шляпах, с огромными носами.

Размер нэцкэ обусловлен чисто практическими соображениями. Слишком мелкие не держались за поясом, а большие были неудобны в обиходе. Так что размеры от 2,5 до 15 сантиметров подсказала сама жизнь. Также для удобства ношения у трехмерных фигурок одну сторону делали плоской. С задней стороны брелоки имели сквозное отверстие для шнура или же для его продержки использовались детали самой фигурки.

На первых порах изготовление нэцкэ не было особой отраслью ремесла. Им занимались те же мастера, что специализировались на резьбе театральных масок, архитектурных деталей, производстве ювелирных изделий. В 1781 г. осакский торговец мечами Инаба Цурю составил список мастеров нэцкэ из Осаки, Киото, Эдо и ряда других городов. Далеко не все из них были профессионалами. Например, с большим почтением упоминается имя мастера-любителя Ёсимуры Сюдзана, который широко известен своими уникальными нэцкэ из раскрашенного дерева. Подобные расписные нэцкэ вообще встречаются крайне редко, разве что специально стилизованные в виде народных игрушек провинции Нара.

Из мастеров, упомянутых в этом списке, только около трети ставили личную печать на свои изделия, поэтому нэцкэ XVIII в. по большей части анонимны. Лишь в начале XIX столетия ставить клейма на нэцкэ вошло в обычай, но тут возникла другая крайность: ученики-подмастерья ставили на свои, иногда не совсем удачные, работы клеймо мастера, которое было чем-то вроде торговой марки.

Настоящим расцветом нэцкэ можно считать начало XIX в. Нэцкэ стали изготовлять по индивидуальным заказам. Сложнее и изощреннее стала композиция мини-пластики. Кроме религиозных и мифических сюжетов появились изображения по мотивам городского быта: фигурки ремесленников, бродячих актеров, женщин, занятых домашней работой. Маленькие нэцкэ покрывали замысловатой резьбой. Например, есть образцы, на которых вырезана карта Японии или названия всех 53 станций по дороге из Токио в Киото, и все это помещается на диске, имеющем 2,5–3 сантиметра в диаметре.

Мастера осваивают новые материалы — металл, керамику — и изготовляют брелоки двойного назначения: в виде миниатюрных ножичков, пепельниц, принадлежностей для чайной церемонии и даже часов.

Множество нэцкэ выполнено в виде театральных масок. Встречаются маски театров Бугаку, Гигаку, Но и совершенно фантастические, рожденные воображением их создателя.

Когда Япония покончила с многовековой изоляцией от внешнего мира, популярность нэцкэ у японцев упала, вытесненная острым интересом к западному быту, западной культуре. Но зато они стали необыкновенно популярны у европейцев. Мода на коллекционирование их была так велика, что в самой Японии нэцкэ, изготовленных старыми мастерами, почти не осталось, а лучшие коллекции теперь находятся в музеях Европы, Америки и в руках частных западных владельцев.

В России богатые коллекции японских нэцкэ хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее искусства народов Вос
Похожие вопросы