Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, на месте которого возвели храм Христа Спасителя, был основан в ХIV веке у бывшего села Семчинского. Во второй половине ХIV века, после пожара, переведен под защиту укреплений Белого города. На его прежнем месте возник Зачатьевский монастырь (ряд построек его сохранился и поныне: 2-й Зачатьевский пер., 2).
Император Николай I поставил условие, чтобы храм Христа Спасителя был создан непременно в "древнерусском" духе. 10 апреля 1832 года он утвердил новый проект храма, составленный К.А. Тоном. В 1839 году храм был заложен на новом месте, на берегу Москвы-реки - здесь стоял древний Алексеевский монастырь, который был переведен в Сокольники, а его постройки снесены под площадку храма Христа Спасителя. По преданию, оскорбленная такой бесцеремонностью настоятельница монастыря прокляла это место и предрекла, что на нем ничто долго не простоит.
http://www.xxc.ru/history/monaster/index.htm
h ttp://http://www.xxc.ru/history/monaster/index.htm
http://www.xxc.ru/history/index.htm
h ttp://http://www.xxc.ru/history/index.htm
Алексеевский женский монастырь первоначально был основан в 1358 святителем Алексием, митрополитом Московским на Остоженке (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Монастырь был сожжен и разграблен татарами в 1451 году. Большой пожар в 1547. В 1571 перенесен в урочище Чертолье (Белый город), около Кремля. После пожара 1626 восстановлен в 1634. В 1812 году монастырь терпит общую участь с Москвой. В 1837, по решению императора Николая I, в связи со строительством на его месте Храма Христа Спасителя монастырь был разобран и переведен в Красное село, около Красного пруда, к храму Воздвижения Креста Господня.
Урочище Чертолье (Белый город), около Кремля, известное с XIV века, было названо по ручью и глубокому оврагу Черторый или Черторой (о котором в наше с вами время напоминает лишь Чертольский переулок, проходящий между Пречистенкой и Гагаринским переулком, бывшей улицей Рылеева). Ручей вытекал из Козьего болота, тек вдоль нынешнего Бульварного кольца (в частности — Гоголевского бульвара) и затем впадал в Москву-реку. Из-за весенних паводков или обильных дождей ручей Черторый временами бывал многоводным, бурным и промыл, прорыл глубокий овраг. Это было самое настоящее, с крутыми склонами, препятствие. И в Москве, и в других местах такие овражистые форсы рельефа раньше называли чертороями, видя в них «происки» нечистой силы; другими словами, Черторой—Черторый может восприниматься как производное от словосочетания черт рыл. Составители справочника «Имена московских улиц», объясняя так — «черт рыл» — наименование местности Чертолье, делают, правда, и одну оговорку: «Не исключено, однако, что название связано с какой-то чертой (границей), проходившей по этому оврагу. В первой четверти XVII в. здесь находилась податная Чертольская слобода сотни посадских людей». Профессор-географ Э. М. Мурзаев в разгадке тайны Черторыя попытался увидеть более отчетливую связь названия местности с религиозными воззрениями, точнее — с мифологическими представлениями наших предков. Этот исследователь считает, что первое место по топонимической активности среди мифических персонажей действительно принадлежит «наиболее популярному герою потустороннего мира — черту», поскольку географические названия от слова черт насчитываются десятками, если не сотнями. Впрочем, и профессор Э. М. Мурзаев вынужден оговориться: ссылаясь на работы академика Н. И. Толстого, он напоминает, что слово черт традиционно присутствует в русской народной географической номенклатуре (вместе со словами, скажем, бутырки, кулижки, яма, враг/овраг, котлы и др.), где оно означает просто «болото» и выступает как нарицательное слово.