Александри́т — разновидность минерала хризоберилла. Александрит отличается от хризоберилла (который имеет всегда желтовато-зелёный цвет) необычайно сильным красно-зеленым плеохроизмом. В отличие от хризоберилла александрит способен менять окраску: при дневном освещении он имеет зелёную окраску, а при искусственном, особенно, при свечах, его окраска меняется на лилово-красную.
Александрит был найден впервые в 1834 году в окрестностях Екатеринбурга в россыпи реки Токовой финским минералогом Н. Норденшельдом. В 1842 году Норденшельд в честь совершеннолетия русского цесаревича Александра (с 1855 года — император Александр II) назвал новый камень александритом. Интересно также и то совпадение, что в александрите объединились цвета военного флага Российской империи того времени: зеленый и красный. После убийства Александра II народовольцами в 1881 году украшения из александрита стали популярны среди русских монархистов.
Опал — минералоид, аморфный кремнезём SiO2·nH2O (гидрат диоксида кремния) , содержанеие воды обычно в пределах от 3 до 13 %, но бывает максимально доходит до 20 % и более.
Различают опалы от прозрачного до белого, млечно-голубые, серые, красные, жёлтые, зелёные, коричневые и чёрные. Обычно опалы по-настоящему аморфны, но благородный опал имеет структурные элементы.
Благородный опал отличается красивой игрой цветов. Окраска, большей частью, молочно-белая или желтоватая, голубая и даже чёрная. Просвечивает или полупрозрачен. Благородный опал принадлежит к драгоценным камням; лучшие образцы ценятся очень дорого. Крупнейший Опал Нониуса, величиной с большой орех, по современной оценке, стоит более миллиона рублей. Самая богатая коллекция благородных опалов принадлежит императорскому венскому минералогическому кабинету. Большинство благородных опалов добывается в разрушенном трахите Червеницы в Венгрии. Они известны также в Мексике, Австралии и в России, но, вследствие непрочности, русские опалы на выставки почти не употребляются.
Есть в удивительном мире камней поистине необычный минерал — гакманит (hackmanite), обладающий поразительной способностью менять свою окраску.
На свежем сколе гакманит вспыхивает розовым или даже ярко-малиновым цветом, а потом прямо на глазах меркнет, превращаясь в ничем не примечательные серовато-белые обломки. Подобные преображения происходят с гакманитом на свету, особенно на солнце, но достаточно подержать образец несколько дней в темноте, как он вновь розовеет. Еще быстрее розовая окраска вернется к минералу, если гакманит в темной комнате поместить под ультрафиолетовое освещение. Это явление — фотохромизм, или способность веществ обратимо менять цвет под действием оптического излучения, -хорошо известно в химии и биологии, где все процессы обычно происходят значительно быстрее. Такие превращения у минералов — редкость, и свидетельствуют они о наличии в некоторых камнях осколков молекул в виде заряженных ионов. Выражаясь языком химиков, здесь тоже есть свободные радикалы, благодаря которым и возникают неповторимость и изменчивость окраски некоторых минералов.