До́мра — русский народный трёхструнный или четырёхструнный музыкальный инструмент, играют на ней с помощью медиатора.
Домра является прообразом русской балалайки.
Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр) , и у татар и киргизов (под названием домра, домбра, дунбура, думбра) , занесена в Россию во время монгольского ига (хотя у иных исследователей это вызывает сомнения, так как монголо-татары никогда не переселялись в русскую метрополию) .
История домры.
Домра — русский музыкальный струнный щипковый инструмент. О происхождении его известно не так много. Сведения о домре в России сохранились только в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Люди, игравшие на домре, назывались домрачеями. Некоторые историки полагают, что предок домры — древнейший инструмент ТАНБУР. Выглядел он, конечно, совсем не так, как домра, но, тем не менее, имел корпус, гриф и струны. Представьте себе довольно нелепое сооружение из высушенной и выдолбленной тыквы, к которой привязана палка, а на палке натянуты жилы животных. Да еще выточенный из рыбной кости медиатор. Именно так выглядели предки всех знакомых нам щипковых инструментов. Как и все музыкальные инструменты, танбур видоизменялся в зависимости от тех стран, куда ему приходилось попадать. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков под названием домр, и у татар и киргизов под названием домра, домбра, дунбура, думбра, попала в Россию во время монгольского ига. Именно с домрой, а вовсе не с балалайкой, как многие думают, бродили по земле Русской скоморохи лет 500 тому назад. В XVII веке для домры наступили тяжелые времена. Так, в «Памяти» верхотурского воеводы Рафа Всеволожского приказчику ирбитской слободы Григорию Барыбину от 13 декабря 1649 г. читаем: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и тебе б то вся велеть выимать, и изломав те бесовские игры, велеть жечь; а которы люди от того ото всего богомерзкого дела не останутся и учнут вперед такова богомерзкого дела держаться, и тебе б по государеву указу тем людям чинить наказание, и ты бы тех ослушников велел бить батоги» . По свидетельству немецкого путешественника Адама Олеария, не раз посещавшего Московию в первой половине XVII в. , Патриарх Иоасаф I «запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены» . Что же, на Руси и такое может случиться…
Трудно сказать, на чем играли народные музыканты в период с середины XVII до начала XVIII века, потому что только в XVIII веке появилась балалайка. А в конце XIX века замечательный русский музыкант-исследователь В. В. Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Именно по его указаниям было создано семейство домр разных размеров — пикколо, малая, альт, бас и контрабас. Реконструированная трехструнная домра получила квартовый строй и полный хроматический звукоряд, а также, реабилитированная, включена в состав балалаечного ансамбля. В начале XX века Г. П. Любимов и С. Ф. Буров сконструировали семейство четырехструнных домр квинтового строя. С тех пор домра прочно заняла свое место в музыкальном мире.