Хрупкая драгоценность: муранское стекло
Производство восхитительных изделий из стекла в Венеции насчитывает уже целых тринадцать веков! Обязаны мы развитию столь дивного промысла двум факторам: во-первых, выгодное положение Венеции — то есть прямо на пересечении торговых путей между Европой и восточными странами, а во-вторых, изобретению в древнем Риме выдуванию стекла ещё за 50 лет до нашей эры. Хитрый правитель Венеции Энрико Дандоло в 1204 году использовал по назначению очередной Крестовый поход (ну, а какое было у этих походов истинное назначение, знает каждый) и добыл в покорённом Константинополе секреты стеклодувов.
Венецианское стекло вскоре стало стоить дороже золота — и неудивительно, ведь средневековой знати нравилось всё яркое, экзотическое и блестящее. Неудивительно, что количество стеклодувных мастерских в Венеции стало столь велико, что это уже начало грозить городу пожаром. Тогда стекольное производство решено было перенести на острова. В частности — на остров Мурано, находящийся в 1,5 км от Венеции. Такое географическое положение мастерских было ой как выгодно правительству: и пожаров меньше, и налоги легче собирать, а главное — куда как проще контролировать стеклодувов — чтобы не распространились секреты мастерства, и поныне находящиеся в строжайшем секрете.
Правда, несмотря на все секреты, Людовику XIV удалось подкупить троих мастеров и завладеть тайной изготовления «волшебного стекла» , то есть зеркала. А «волшебное стекло» ценилось тогда подороже картин Рафаэля.
В 1797 году наполеоновские войска оккупируют Венецию и к 1806 году уничтожают все муранские мастерские и цеха по изготовлению стекла, которые и так уже достаточно настрадались от «смещения» торговых путей. Венеция присоединилась к австрийской империи Габсбургов, покровительствовавшей богемскому стеклу — и это событие опустило занавес над известным на весь мир ремеслом.
Но второе рождение производства муранского стекла показывает, что сила искусства способна разметать любые беды! В 1854 году шесть братьев по фамилии Тоcо (Тоsо) организовали новую фабрику по производству стекла — и назвали её Fratelli Toso («братья Тосо») . Собственно, сначала предполагалось, что фабрика будет выпускать бытовое стекло. Но всё не могло закончиться так печально, и фабрика приступила к возрождению знаменитого промысла. Постепенно стали появляться новые мастера и мастерские: Salviatidott. Antonio fu Bartolomeo, Lorenzo Radi, Fratelli Barovier и Francesco Ferro & Figlio.
И к нашему ХХI веку муранское стекло снова заняло утраченные позиции и выпускает сейчас фантастической красоты произведения искусства и уникальные аксессуары для дома.