Тибетская опера – это вид исполнительского искусства, основанный на тибетских народных танцах и песнях. Она зародилась в конце 14 века и сформировалась как оперный жанр в 17 веке. Тибетская опера популярна в тибетских общинах Тибета, Цинхая, южной Ганьсу и Сычуани. Либретто тибетской оперы базируется в основном на народных балладах, а мелодии фиксированы. Поют в тибетской опере громко, высокими голосами. Есть также хор, который подпевает солистам. Артисты надевали белые маски из кожи горных коз.
В репертуаре тибетской оперы особенно знаменитыми являются 8 опер . Эти оперы очень длинные, их можно представлять в течение трех дней. Самая длинная опера называется «Король-маг Носан» : ее представление длится 7 дней.
Обычно эти оперы идут на большой площади, начинаясь с утра и заканчиваясь к вечеру. Во время представления зрители и артисты могут кушать, пить чай, отдыхать. Но опера обязательно должна быть показана до конца, пусть даже на это потребуется 2 или три дня. Хотя сюжеты оперы всем известны, но артисты могут импровизировать и вести свободный разговор со зрителями, в чем наверное и кроется причина столь длительного выступления артистов тибетской оперы .
Чжасидоцзи (директор театра тибетской оперы Тибетского автономного района) отмечает: «Любая опера следует установленному регламенту -- обычно, опера делится на три части, первая — вступление, роль которого подготовить место для представления. Согласно нашей местной религии бон, все живое в мире является божествами и поэтому перед началом представления надо оповестить божества об этом и заручиться их пониманием. Вторая часть — это уже собственно опера и третья часть — ее завершение, которое по-тибетски называется «чжаси» — «приветствие, пожелание счастья» .
Обычно на представлениях тибетской оперы до конца высиживают только пожилые люди, молодежь -- уходит.
В настоящее время в начале и конце представления частично сохранились традиционные формы старинной оперы . Артисты по-прежнему играют в масках. Но сейчас в театре происходят преобразования. Многие уже выступают без масок. Таким образом, акцент в опере делается уже не только на мастерство исполнения арий, но и на выражение лица, передачу чувств мимикой.