Cоздание огня и управление им как искусство существует с глубокой древности, уже в XV веке на Руси производится в большом количестве и хорошего качества черный порох: первый пиротехнический состав, рецепт которого дошел до наших дней. Потешные, или увеселительные, огни — так в прошлом называли фейерверки. Еще в XVII веке в царствование отца Петра I — Алексея Михайловича — в городе Устюге в 1674 году для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и "шутих".
Но особенное развитие потешные огни получили в царствование Петра I, который не только увлекался фейерверками, но и принимал живейшее участие в их организации. Историк А. Богданов в своей книге, посвященной Петербургу, изданной в 1779 году, писал: "От начала России до времени Петра Великого не токмо видали потешные огни, но ниже слыхали о них, но Петр Великий для преславных побед и для всенародных торжеств повелел делать оные фейерверки, то есть огневидные забавы, в которых изображаются всякие исторические фигуры, приличные тех торжеств действа представляющие". Сначала фейерверки устраивали преимущественно в Москве, а затем и в Петербурге: в Новый год, "на день рождения царя, на воспоминания Коронации", а также "ежели случится какая знатная виктория", то есть победа над врагом. В Центральном государственном архиве древних актов сохранились записи Петра I, как снаряжать "бураки", "светящиеся ядра", делать составы "белого и синего огней" и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка "Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять". Историк И. Голиков в своей книге "Дополнения к деяниям Петра Великого" (1795 г. ) сообщает, что в библиотеке Петра была "книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок". В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу — полумесяцем, порох — вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями. Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр «на масленице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины» .
Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года с пушечною пальбою, при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масляницу.