Проблема обнаружения лжи существует столько же, сколько существует и сам человек. Ещё в глубокой древности правители народов и их суды прибегали к различным способам уличить лжеца и, тем самым, установить истину. Исторические хроники и литературные памятники свидетельствуют, что для этих целей были выработаны сложные ритуалы, основанные на том, что уже в далекие времена было подмечено, что при допросе человека, совершившего преступление, переживаемый им страх перед возможным разоблачением сопровождается определенными изменениями в его физиологических функциях.
Ноу-хау в изобретении полиграфа принадлежит итальянцу Чезаре Ламброзо, который уже в 1895 году как раз и показал впервые подозреваемым картинки с места преступления. Тогда и определили, что изменения кровяного давления и пульса вполне могут указывать на причастность или непричастность человека к совершению какого-либо действия. И делать соответствующие выводы. Результаты тогдашних исследований были опубликованы и стали достоянием гласности.
Первый механический детектор лжи, примененный на практике, создал в 1921 году профессор Калифорнийского университета в Беркли доктор Джон Ларсон. Он назвал его «кардио-пневмо-психограф» . Прибор отмечал непроизвольные изменения нескольких функций организма: повышение давления крови, учащение пульса, перебои в дыхании. Коллеги Ларсона пришли в восторг и пытались использовать прибор для поимки вора, который орудовал в общежитии.
В книге « История американской одержимости детекторами лжи » ее автор, чикагский историк Адлер, рассказывает о том, как от этого изобретения пришла в восторг вся Америка:
Это было время поклонения науке, время введения научного управления всем: индустрией, медициной, армией, полицией, образованием, время введения теста на коэффициент интеллекта IQ. Поэтому при первых же упоминаниях в прессе о новом приборе, его окрестили «инструментом будущего» . Какая грандиозная идея — отделить правду от лжи, используя замеры давления и пульса! По мнению тогдашних энтузиастов, главной сферой применения прибора должна была стать работа полиции, где прибор сможет заменить все прочие методы дознания. И детектор лжи, в его младенчестве, совершил головокружительный тур по Америке, делая остановки в университетах и тюрьмах, в исследовательских лабораториях и в полицейских участках Чикаго, где его действие наблюдал писатель Честер Гулд, а потом использовал эти наблюдения в популярном комиксе о детективе Дике Трэси…
Детектор-полиграф не определяет ложь, как таковую, т. к. ложь - абстрактное понятие. Детектор-полиграф всего лишь фиксирует реакцию организма на внешние раздражители - в случае с полиграфом внешними раздражителями являются задаваемые вопросы. Однако такой фиксации достаточно для выявления неправдивых ответов на задаваемые вопросы. Почти любой человек испытывает естественное волнение при прохождении обследования (волнение не испытывают только те лица, для которых результат обследования не может оказать никакого влияния на последующую жизнь или работу, т. е. проводить обследование и пытаться выявить неправдивые ответы у хозяев предприятия, заказчиков обследования или просто любопытствующих абсолютно бессмысленно) . Степень волнения индивидуальна и не может искажать конечный результат, т. к. конечный результат получается путем сравнения интенсивности и типа реакции на разные виды вопросов. Полиграф нельзя обмануть т. к. живой организм всегда реагирует на внешние раздражители, а фиксируемые параметры выбраны таким образом, чтобы максимально затруднить сознательный контроль