Серьги впервые появились в Египте во Второй Переходный период. Эти украшения носили женщины и мужчины; однако уже в правление Тутанхамона мужчины носили их до достижения половой зрелости.
http://www.juvelinet.com/pages/article9-615.htmlЗаглянув вглубь истории, мы выясним: серьги появились именно как мужское, а не женское украшение. Достоверно известно, что в Азии семь тысяч лет назад уже существовали искусные мастера, делавшие серьги для мужчин. У древних египтян и ассирийцев серьга обозначала высокое положение в обществе. Серьга в ухе древних римлян отличала раба, а в ухе древнего грека - зарабатывающего проституцией. А центурионы Цезаря носили кольца в сосках как знак храбрости.
История серег уходит корнями в глубокое прошлое, но отношение к этим украшениям не всегда было однозначным.
В средневековой Европе мужским серьгам свойственны периоды взлетов и падений. В XIII в. католическая церковь запретила изменять тело, сотворенное "по образу и подобию". Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Но в то время как законопослушные переставали носить серьги, не боявшиеся гнева божьего пираты, воры и цыгане, не спешили отказываться от этого украшения. Причины для ношения серег у этих категорий граждан были разные. Цыгане, например, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры демонстрировали серьгой бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному "дну". Каждая серьга у пирата означала взятый корабль. Но и обычные мореходы носили серьги - в этом случае кольцо в ухо продевалось после пересечения экватора. Такой моряк имел право в портовых кабаках безнаказанно класть ноги на стол.
Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын у матери-одиночки, в правом - единственный сын у родителей, в обоих ушах - последний в семье, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, превыше всего почитающей семью, атаман или есаул должен был оберегать такого человека. Даже в самую лихую годину войны его не имели права подвергать смертельной опасности, посылая в пекло битвы.
Эпоха Возрождения реабилитировала опальные украшения. Официально запрет не был снят, просто о нем предпочли "забыть". Существует портрет французского короля Генриха III. В левом ухе у монарха - серьга.
На Руси со времен древних славян и вплоть до XII в. мужчины носили одинцы - так называли одиночные мужские серьги. Существовало даже определение для мужчины, носящего серьгу, - серьгач. Но в эпоху боярства от прокалывания ушей отказались. В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью. Не было смысла надевать их под длинные парики. Тогда только дворовый люд носил так называемые "холопьи серьги" - знак принадлежности определенному хозяину. Во время правления Елизаветы, когда парики стали короче, мочки придворных щеголей снова украсились серьгами.
Среди военных серьги вошли в моду во времена правления Павла I . Причем это были именно женские серьги. Русские женщины, чтобы уберечь солдат от шальной пули, дарили им свои серьги, что подтверждает пословица: "Для милого дружка не жаль сережки из ушка". Женские серьги оберегали и младенцев мужского пола - их использовали в качестве оберега, чтобы обмануть злых духов. (Считалось, что черные силы вряд ли заинтересуются малоценными девочками. ) Так сережки стали мужским талисманом.