Самый необычный дом на улице Воздвиженка (да и на всем Большом Арбате вообще) -- затейливый особняк купца Арсения Морозова, более известный как Дом дружбы народов (сейчас в нем расположился Росзарубежцентр) . И, вероятно, многие москвичи удивятся, узнав, что 100 лет назад он считался едва ли не образцом безвкусицы.
Ранее на этом месте размещался цирк. Владел им баварский подданный антрепренер Карл Маркус Гинне. И все бы в его жизни было хорошо, когда бы не пожар, который в 1892 году уничтожил цирк начисто. Восстановлению сооружение не подлежало, денег на строительство нового здания у Гинне не было (все-таки цирк не слишком прибыльное предприятие) , и импресарио пришлось уйти на вынужденный отдых.
А землю, на которой находился цирк, приобрела известная московская купчиха Варвара Алексеевна Морозова. Не для себя -- в подарок своему третьему сыну Арсению Морозову. У Арсения Абрамовича приближался юбилей -- 25 лет, и нужно было загодя готовить для него подарок. Да и неплохо было бы поселить сына по соседству: парень был, мягко говоря, со странностями.
Архитектор для нового особняка был выбран Арсением под стать собственной персоне: господин Мазырин -- мистик, презиравший христианство, зато верящий в переселение бессмертных душ. Сам он уверял, что в первой инкарнации был египтянином, за что пользовался в обществе славой дурного пустобреха, а у Морозова, напротив, --бескрайним уважением. Именно Мазырин настоял на мавританском стиле. Дважды он возил заказчика (благо последний в средствах не стеснялся) по Испании и Португалии и наконец уговорил Арсения на копию замка Синтра рядом с Лиссабоном. Одна беда: тот замок был увит гроздьями винограда, а в Москве подобный фрукт произрастает неохотно. Не заменять же благородный виноград малиной или бузиной! Однако же выход нашли: вместо живого винограда выполнили каменный орнамент.
Говорят, что когда дом построили, к Арсению явилась его матушка. Плюнула на порог и сказала: "Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва".
Такой поступок был вполне в характере Варвары Алексеевны. Но в Москве и кроме нее нашлось немало критиков морозовской недвижимости. Самый авторитетный, разумеется, Лев Николаевич Толстой. Он как раз работал над романом "Воскресение" и не удержался от соблазна упомянуть здесь дом Морозова:.. .
-- Да, дурацкий дом, --сказал он вслух свою мысль.
-- Как дурацкий? --с обидой возразил извозчик. --Спасибо, народу работу дает, а не дурацкий.
-- Да ведь работа ненужная.
-- Стало быть, нужная, коли строят, --возразил извозчик, --народ кормится.
Нехлюдов замолчал, тем более что трудно было говорить от грохота колес.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=726473После революции в особняке на Воздвиженке разместились анархисты. А за ними -- Пролеткульт. Тут появлялись Фрунзе, Брюсов, Луначарский, Маяковский, а Есенин даже проживал.
Режиссеры Эйзенштейн и Мейерхольд здесь ставили свои спектакли. Вообще, так называемый театр Пролеткульта был весьма своеобразным.
Подробности о доме приветствуются))