В переводе с японского "бонсай" означает растение в плоском сосуде.
Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около 2 тысячелетий назад.
В Японию искусство бонсай попало лишь в 6 веке н. э. вместе с буддизмом.
Здесь оно получило дальнейшее развитие и именно отсюда начало свое триумфальное шествие по всему миру.
Как таковое искусство современного бонсай возникло в начале 20 века.
Главной целью этого искусства стал поиск новой формы бонсай на основе формы привычных и экзотических деревьев, выросших в естественных условиях.
Первые документальные упоминания это настенные росписи в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан (706 г.) .
На ней изображены придворные, держащие в руках бонсай.
Легенды отодвигают время зарождения бонсай вглубь веков.
Одна из них гласит, что некий император повелел создать у себя во дворе миниатюрную копию всей империи, города, веси, реки, горы.
Для этой копии и создавались миниатюрные деревья.
Лицезрение этой миниимперии запрещалось под страхом смерти всем кроме Сына Неба.
Но, скорее всего, корни бонсай в даосизме.
Даосы проводили свои исследования влияния окружающего мира на Дао.
В ходе этих исследований им удобно было манипулировать не самими объектами внешнего мира а их миниатюрными копиями-символами.
Даосы верили, что миниатюризировав объект они могли бы сконцентрировать и манипулировать всеми его магическими качествами.
А деревья были самыми большими и долговечными живыми существами.
Так что и здесь прагматичные китайцы себе не изменили.
Достоверных сведений о том, помогла ли эта методика стать кому-то бессмертным у нас нет, но, со временем, красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала самодовлеющей.
Пенджинг, примерно так это может звучать по-китайски, превратился в произведение искусства.
И вот, около тысячи лет назад бонсай попал в Японию.
Как и многие другие заимствования, японцы довели искусство бонсай до совершенства.
И сегодня слово бонсай вызывает ассоциацию с Японией.
Именно японцы разработали систему канонов, которая включает в себя, как требования к облику самого растения, так и к сочетанию его с аксессуарами и правила экспозиции.