В санкт-петербуржском заповеднике Петергоф открылся первый на территории России музей игральных карт. В основе экспозиции, состоящей из 1000 образчиков, — наследие известного коллекционера Александра Перельмана. Шесть лет назад музей приобрел у его вдовы 6000 колод, которые и формируют полный фонд коллекции карт.
Посетители музея смогут лицезреть образовательные, гадальные, географические, рекламные, исторические, политические и многие другие карты, а также игральные карты XVI-XX веков, выполненные художниками из России, Европы, Америки и Азии. Также экспозиция демонстрирует предметы декоративно-прикладного искусства, в оформлении которых использовалась карточная символика или атрибуты, сопутствующие игре, а также редкие счетные жетоны и фишки.
О происхождении игральных карт впервые упоминается в старинном китайском словаре Чинг цзе Тунга, который приписывает эту заслугу Китаю и указывает на 1120 год как время создания первых колод, а 1132-й — их всеобщего распространения в стране красных драконов. Четыре масти символизировали времена года, а 52 карты количество недель в году. Известно также, что прототипами игральных карт в Китае и Японии служили таблички из дерева или слоновой кости с нарисованными фигурами. В средние века в стране восходящего солнца в качестве игральных карт использовали раковины мидий. Во время пасьянса их раскладывали на столе и искали «двойников» .
В России карты появились в начале XVII столетия. К середине этого века они уже обрели дурную славу как «путь к преступлениям и разжиганию страстей» . В Уложении царя Алексея Михайловича 1649 года предписывалось игроков бить кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания. Указом Петра Первого 1696 года было велено обыскивать всех подозреваемых в ношении карт, «и у кого карты вынут, бить кнутом» . И только Указ царицы Елизаветы 1761 года провел четкий раздел между запрещенным использованием карт для азартных игр и позволяемым для игр коммерческих.