Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты
Лидеры категории
Лена-пена Лена-пена
Искусственный Интеллект
М.И. М.И.
Искусственный Интеллект
Y.Nine Y.Nine
Искусственный Интеллект
king71alex Куклин Андрей Gentleman Dmitriy •••

Что такое парсуна? Когда парсуны появились в России?

A-stra Гений (78534), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
родион маевский Просветленный (35100) 16 лет назад
Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна» , как произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи, предложено И. М. Снегирёвым в 1854 году.
Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами. Парсуной не изображали простых людей, а изображали только каких то очень известных персон, или персон известных в своём округе.


В России парсуны появились в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.

Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.

В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.

В настоящее время некоторые художники снова обращаются к парсунной живописи, представляющей реальное лицо иконописными приёмами (что близко к примитивизму)

так же информация о парсуне есть на сайтах: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=499&rubric_id=204
http://www.syktsu.ru/fac/history/exhibro/Art/tezis_4.htm
http://nesusvet.narod.ru/ico/gloss/word_parsuna.htm
Остальные ответы
Ekaterina Baydina Просветленный (20197) 16 лет назад
Изображение живого человека, а не святого, по канонам иконографии. Парсуны появились в конце 16 века, и сошли на нет в конце 17, когда стали писать портреты
Елена Казакова Высший разум (122454) 16 лет назад
Парсуна" – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами. «Парсуна» с латинского переводится как «особа» , не «человек» (homo), а некий тип – «царь» , «вельможа» , «посол» – с подчеркиванием понятия рода. Сам термин "парсуна" возник лишь в XIX веке. В XVII же веке портреты назывались "персона".
Парсуна появилась в переходный период русской истории и соединила в себе как старые иконописные традиции, так и новые черты. В XVII столетии, когда в России усиливались светские тенденции и обозначился острый интерес к европейским вкусам и привычкам, художники стали обращаться к западноевропейскому опыту. В такой ситуации, когда наблюдаются поиски портретности, появление парсуны вполне закономерно.
Характерной чертой парсуны было то, что она лишь условно передавала портретное сходство. По стилистическим же особенностям она была тесно связана с иконописью, сохранив идеальность и каноничность, плоскостное узорное письмо. Нередко она исполнялась на деревянной доске с ковчегом, что еще более усиливало ее близость к иконе.
Являясь первыми светскими парадными портретами, парсуны воспринимались как знак престижности. Парсуна хорошо подходила для культивируемой в княжеско-боярской среде церемониальной обрядности торжественного придворного этикета, для демонстрации высокого положения модели.
В парсуне всегда было главным – подчинение сословным нормам: столько значительности и импозантности в персонажах. Внимание художников сосредотачивается не на лице, а на позе изображенного, богатых деталях, аксессуарах, изображении гербов, надписей. Герои предстают в пышных одеяниях, в богатых интерьерах. Частное, индивидуальное в них почти не выявлено…

Похожие вопросы