Модерн (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau) — художественное направление в искусстве, бывшее популярным во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре) , расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Луиса Комфорта Тиффани) в США, «ар-нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, Nieuwe Kunst в Голландии, "еловый стиль" (Style sapin) в Швейцарии.
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1869) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича» .
http://ru.wikipedia.org/wiki/Модерн"Ар нуво" 1890-1990-е годы. С исторической точки зрения – всего лишь мгновенье. Но именно этому краткому периоду мы обязаны удивительным и блестящим взлетом модерна. Нового художественного стиля, с легкой руки французов получившего элегантное название "ар нуво".
Мистический рубеж веков. Утонченная публика жаждет красоты во всех ее проявлениях. Как никогда обостряется интерес к оформлению интерьера. Европу захлестнула мощная волна “ар нуво”, из которой на свет божий явились диковинные существа – русалки, химеры, эльфы, растения, извивающиеся подобно водорослям. Новый мир фантастических образов – ожившие мифы и сказки. Символом модерна становиться волнистая, нервно изогнутая линия, названная "ударом бича" или "линией Орта". Архитекторы, такие как Орта, Макинтош, Гауди, Шехтель исповедующие “ар нуво”, великолепно чувствовали абстрактную выразительность материала, превращали интерьер в поле для эстетического эксперимента в надежде создать идеальную среду обитания. В слаженном ансамбле общего декора одну из главных партий исполняло дерево. Только голос его обрел более свежее звучание. Сгинули тяжеловесные золоченые рамы картин и зеркал. Дерево стало светлее и пластичнее, обрело выразительную чувственность.
http://korneplastika-art.narod.ru/