Еще в XII веке на Руси вошли во всеобщее употребление сальные свечи. Называли их "макаными", поскольку изготовляли, многократно обмакивая фитиль ("светильню") в растопленное сало.
Совершенствование свечного дела продвигалось крайне медленно. Лишь к концу XV столетия фитиль из пакли был заменен нитяным. В XVII веке научились отливать те же сальные свечи в жестяных, оловянных либо стеклянных формах, чего нельзя было сделать с восковыми свечками: воск прилипал к формам. Восковые свечи изготавливали методом "обливания". Делалось это так: над котлом с растопленным воском подвешивали обруч с фитилями и, вращая его, большой ложкой обливали воском фитили до тех пор, пока свечи не достигали нужной толщины. Затем их выравнивали, раскатывая на гладкой каменной плите. Другим способом было "сучение": фитиль натягивали горизонтально между двумя крючками и равномерно облепливали его размягченным в теплой воде воском.
Церковные свечи первоначально также изготовляли в домашних условиях, пока в 1721 году духовное ведомство не овладело монополией на их производство и продажу. Правда, эта монополия не раз нарушалась частными лицами, а в XIX веке широко распространилась подделка церковных свечей: вместо чистого пчелиного воска фальсификаторы использовали новинки - парафин и церезин.
В начале XVIII века в обиходе появились свечи из спермацета - очищенного китового жира, а с 1830-х годов стали делать свечи из парафина - воскообразного вещества, получаемого при перегонке нефти или торфа особого сорта. Вскоре парафиновые свечи уступили место более дешевым - церезиновым (очищенный минеральный воск, близкий по составу к окислившейся нефти) . В середине XIX века в Европе, а затем и в Москве, возникли заводы, производившие свечи из стеарина (вещество на основе сложной переработки бычьего жира) . Стеариновые свечи давали яркое, ровное, немигающее пламя, полное сгорание фитиля и быстро завоевали всеобщее признание. А в московском Большом театре в особо торжественных случаях стали зажигать стеариновые свечи вместо обычных ламп с олеином.