Цикада обыкновенная является «самым шумным» насекомым Кипра. В чем же секрет пения цикад? Оказывается, «голосовой аппарат» имеется только у самца, и расположен он на нижней половине туловища. Им-то и создают цикады громкие продолжительные звуки. Звуковой аппарат имеет сложное строение: это парные цимбальные органы, каждый из которых состоит из мембраны и приводящих ее в движение мышц. Вибрация мембраны (20 000 раз в секунду! ) и издает звук, интенсивность которого регулируется с помощью воздушных мешков, примыкающих к цимбалам (мешки действуют как резонаторы) , и выростами в виде лопастей на груди.
Самцы стрекочут или поют преимущественно в самое жаркое время дня; по-видимому, пение их служит для привлечения самок. Звук цикад слышен на расстоянии до 400 метров. Ученые утверждают, что орган цикады, издающий этот звук, является самым сложным «музыкальным» органом, известным в природе. Интересно, что самки цикад не способны издавать звуки. По этому поводу древнегреческий поэт Ксенарх Родосский писал: «Счастливы мужья цикад, ибо жены их безголосы» .
Фабр, исследовавший обыкновенных цикад, заканчивает своё повествование такими словами: «Четыре года тяжёлой подземной работы и один месяц весёлой жизни на солнышке — такова судьба цикады. Не станем же больше упрекать её за её безумное пение. Четыре года во мраке она носила жалкий кожаный кафтан, четыре года рыла землю крючками своих ножек, и вот теперь недавний грязный землекоп одет в изящное платье, украшен крыльями, которые могут поспорить с птичьими, и, опьянённый солнечным светом и теплом, купается в лучах солнца, этой величайшей радости мира. Никогда его цимбалы не будут достаточно громки для того, чтобы прославить такое благополучие, так хорошо заслуженное и такое кратковременное» .
Их пение слышно сквозь закрытые окна квартиры и автомобиля, несущегося с максимально допустимой скоростью — 55 миль в час. Не мудрено: громкость хора превышает разрешенный американскими законами предел в 85—90 децибелов. Для цикад закон не писан, и громкость их пения достигает 100 децибелов, а кое-где доходит до 115-ти — в южной Индиане и северном Кентукки. Если вы когда-нибудь пытались разговаривать в ткацком цехе, то можете себе представить, что значит попытка беседы в этом беспредельном хоре, занимающем примерно треть материковой части США. Цикад не сотни и не тысячи, не миллионы и не миллиарды. Им нет числа. Сосчитать можно только насекомых на каком-нибудь одном кусочке Земли. При подсчете получается до полутора миллионов на каждый акр. В переводе на привычные нам гектары это — 3,75 миллиона. Ну, а в малых измерениях — 375 певцов на каждый квадратный метр. Это — 'рядовая' плотность хора. Местами насчитывают до 40 тысяч цикад под одним деревом! И все поют. Раньше считалось, что поют только самцы. Выяснилось, что и самки тоже, но певуньи выступают в диапазоне, который не слышит человеческое ухо.