Spinoza
Гуру
(2885)
16 лет назад
Итак, рукоплескания – это реликт неких ритуалов, элемент древних обрядов, рудиментарно проникший в иудаизм, ислам и христианство из язычества. Аплодисменты – это некий язык, на котором обращались к богам. В таком контексте становятся понятны аплодисменты покойнику, родившемуся младенцу и рукоплескания в католическом храме. Или традиционные аплодисменты после приземления самолета.
Сначала о загадках этого языка. Аплодисменты воспринимаются как нечто вполне понятное и естественное. Однако, что уж тут естественного – выражать свое одобрение странными ударами ладони о ладонь. К тому же, наша иллюзия естественности разбивается об инокультурные использования аплодисментов в совершенно других значениях. В Европе распространено «захлопывание» непонравившегося исполнителя. В этом случае хлопки, напротив, «являются знаком, обозначающим резкое неудовольствие от увиденного зрелища и его дальнейшее неприятие» (С. А. Григорьева, Н. В. Григорьев, Г. Е. Крейдлин. Словарь русских жестов. М. , 2001. С. 215). В Италии аплодисменты являются традиционным действием во время празднования свадеб, крещения и даже на похоронах. То есть хлопают жениху и невесте, младенцу и даже покойнику. В Таджикистане и в Узбекистане хлопки в ладоши являются частью похоронных обрядов, поминовения, то есть, опять же, «аплодируют» покойнику.
Рим был театром. Политикам аплодировали точно так же, как и актерам. Политики, собственно, и были актерами на сцене сакральной Истории. Но главными действующими лицами здесь были боги. И в театре зрители обращались с рукоплесканиями не к актерам, а к самим богам, во имя которых и соревновались герои. Позже боги сошли со сцены, а аплодисменты остались. Ими стали прославлять не богов, а актеров.
Традиция аплодировать богам распространена во всем мире. Иудея также знала рукоплескания, но, опять же, не театральные, а сакральные – рукоплескали только Богу: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости... » (Псалтирь 46, 2). Это касается не только иудейско-христианской традиции. С рукоплесканиями к богам обращаются и в Японии. В одном из японских ритуалов перед храмом расстилается белое полотнище, и каждый верующий бросает на полотнище монетку, после чего дважды хлопает в ладони, чтобы привлечь внимание Бога, и уже затем начинает молитву.
В католичестве принято аплодировать проповедникам и святым: «Многие из подобных внешних христиан ходили в церковь лишь для того, чтобы смотреть великие христианские обряды, и затем отправлялись в театры или даже в языческие храмы, чтобы присутствовать при языческих зрелищах. На обрядность церкви смотрели как на театральное представление. Проповеди слушались как рацеи риторов, и красноречивые проповедники были одобряемы рукоплесканиями» . (Робертсон Д. История христианской церкви / В 2 тт. Т. 1. СПб. : Издание И. Л. Тузова, 1890. С. 324). В этой традиции человек также обращается хлопками в ладоши не только и не столько к проповеднику, сколько к господу.
Именно в силу языческого происхождения аплодисментов христианская Церковь неоднократно пыталась запретить аплодисменты в церковном богослужении. У Иоанна Златоуста есть проповедь против аплодисментов в храме. «Опять рукоплещете! » – говорил он слушателям. Игумен Памфил в 1505 году осудил языческие рукоплескания в ночь с 23 на 24 июня
В протестантизме аплодисменты тоже широко употребляются на богослужениях.
В католицизме аплодисменты вновь появились после II Ватиканского собора в богослужении некоторых модернистских общин. В православии аплодисменты вообще неприемлемы, так как были бы восприняты как профанное действие, намекающее на театральность, а не реальность происходящего в храме.
В настоящее время Ватикан запрещает аплодисменты в церквях. Недавно была
подготовлена новая инструкция, запрещающая верующим аплодировать и танцевать в церкви. Всего инструкция насчитывает 200 параграфов, в которых рассматриваются 37 нарушений католических обрядов.
Сохранились отпечатки и и