В 1910 начался массовый выпуск так называемых «столыпинских вагонов» . От обычных они отличались тем, что задняя их часть представляла собой помещение во всю ширину вагона, предназначавшееся для крестьянского инвентаря и скота. Зловещую славу «столыпинский вагон» получил позднее, уже после смерти самого Столыпина, когда в них стали доставлять людей в лагеря…
http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1080932580&path=arc&subpath=2004.4
"Столыпинский вагон"- вагон-теплушка, массово стал применяться для перевозки крестьян из центральных губерний России в Сибирь и на Дальний Восток, где им (крестьянам) выделялась (даром! спасибо Столыпину) земля в пользование. В советские времена понятие стало нарицательным из-за массового вывоза репрессированных на поселение в вагонах схожей конструкции (а я думаю в тех же) . Т. е. товарный вагон наскоро переделанный в "пассажирский", для господ 4 класса. В апреле 1906 саратовский губернатор – самый молодой в России – получил из Петербурга подписанную Императором телеграмму, в которой ему предлагалось стать министром внутренних дел, а 8 июля того же года последовал Высочайший Указ, согласно которому 44-летний Петр Аркадьевич Столыпин стал премьер-министром, совместив эти два поста. Человек с характером необычайно решительным и выдержанным, чуждый кичливости, блестящий оратор, Столыпин стал инициатором и проводником реформ и законоположений, результативность которых поражает и не находит аналогий в современности. Его «Проект преобразования России» и сегодня заслуживает пристального изучения. Каков же результат столыпинских «злодейств» ? Русское производство зерновых в 1909-13 гг. превышало на 1/3 продукцию Аргентины, Канады и США, вместе взятых. Цены на зерно в Европе были бы намного выше, если бы русский вывоз не сдерживал аппетиты американских экспортеров. Можно себе представить, с какой «любовью» следили они за успехами России. Это «вешатель» Столыпин создавал по всей стране элеваторы, и пшеница экспортировалась в Англию, Голландию, Италию, ячмень в Германию на миллиард рублей (царских! ) ежегодно. В бюджете страны в 1912 г. превышение доходов над расходами составляло 2,4 миллиарда рублей (при наименьших в мире налогах) . Столыпин решал задачи по обеспечению успеха своей политики: переселенческим делом обеспечивалось местное землеустройство и прокладка железных и грунтовых дорог; осуществлялась поддержка общины, как органа самоуправления, крестьянской кооперации, производственных и торговых товариществ, поощрялся появившийся среди крестьян интерес к научному земледелию, к книге, к просвещению вообще. Именно Столыпин внес на обсуждение Думы законопроект о страховании рабочих за счет владельцев предприятий. Под его руководством разработаны законопроекты по введению всеобщего начального образования, о веротерпимости, об отмене «черты оседлости» , ущемляющей права евреев, исповедующих иудаизм, цыган и других иноверческих народов.
Это реформы движения вперёд Российской Империи
Для воплощения в жизнь аграрной реформы Столыпина осуществлялось массовое переселение в Сибирь. В1910 году начался массовый выпуск так называемых "столыпинских вагонов". От обычных они отличались тем, что задняя их часть представляла собой помещение во всю ширину вагона, которое предназначалось для крестьянского скота и инвентаря. Проезд в них был бесплатным. Зловещую славу "столыпинские вагоны" получили позднее, уже после смерти самого Столыпина, когда в них стали доставлять крестьян в лагеря.. . Но крестьянам, привыкшим к подобным условиям, провести десяток дней в "столыпинском вагоне" не казалось чем -то ужасным и нестерпимым, как это нередко пытаются представить.
Столыпинский вагон по размерам он такой же как и обычный вагон. Разделен перегородками на камеры, одна сторона которых от пола до потолка зарешечена. Двери в камерах очень узкие. Все камеры с одной стороны, вдоль них коридор (продол) , по продолу ходят солдаты-вэвэшники (конвой) . В каждой камере три яруса спальных мест. На втором ярусе откидывается еще одна полка (так называемый «вертолет» ) и получается как бы низкий потолок. В туалет водят по одному человеку и под конвоем, дверь в туалет, естественно, закрывать нельзя. Воду наливают прямо из канистры, через решетку, только успевай посуду подставлять. Общение между камерами строго запрещено, но зеки на этот запрет мало обращают внимание. В одну камеру бывает запихивают до 23 человек (рассчитана на 7 мест).
Вагон-этап для арестантов.