Дуэли и закон
Шпаги наголо, дворяне.
Пыль Парижа — это прах.
Всюду кровь: на рильской ткани,
На брабантских кружевах"*.
Дуэли часто становились не только сюжетом романов «плаща и шпаги» , но и предметом самого пристального внимания законодателей — одни упорядочивали её процедуру, другие налагали запреты на этот способ разрешения споров о толковании некоторых мест из Блаженного Августина или о ношении расшитой золотом перевязи. Естественно, дуэли притягивали и обычных юристов — одних как участников, других для оказания помощи джентльмену, чей поединок вызвал споры о законности.
Слово «дуэль» произошло от латинского «duellum», архаичной формы «bellum», которое в средневековой латыни означало судебный поединок — хотя в наше время дуэлью называют почти всегда поединок внесудебный и даже тайный. Наприме, в Statute of Wales (Edw. I., Act 12) писалось: «...Placita de terris in partibus istis non habent terminari per duellum». Трудно сказать, были ли дуэли в Древней Греции и Риме, но они безусловно были знакомы германским племенам (об этом упоминали Тацит, Diodorus Siculus и Velleius Paterculus) в качестве одного из видов ордалий (о других вариантах которых я уже писал ранее) , а также викингам (см. хорошую статью о поединках у викингов) . Принцип «суда божьего» , конечно же, состоял в том, что господь защитит правого и поразит виновного. Женщины, больные, дети и старики юридически тоже участвовали в судебных поединках — фактически выставляя вместо себя «чемпиона» -защитника. Судебный поединок был очень торжественной церемонией, и, как пишет Хаттон в книге «Меч сквозь столетия» , изначально разрешение на него всегда давал только король, который во время боя играл роль арбитра. Можно предположить, что практика судебного поединка изначально поддерживалась королевской властью в качестве ограничения судебной власти вассалов. Во Франции этот порядок был отменён Генрихом II в 1547 году после дуэли Жарнака и Ля Шастеньере, хотя истинность «суда божьего» подвергалась сомнению и раньше, например, когда в 1358 году в присутствии Карла VI проиграл поединок и был повешен некий Жак Легре, а вскоре был схвачен другой человек, который сознался в преступлении, приписанном этому несчастному. Но не будем забегать вперёд.
Перед судебным поединком подробно оговаривали его условия и вооружение сторон, при этом от выбора «рыцарского» вида оружия отказаться было нельзя. Часто проводилась серия поединков — например, сначала на топорах, потом на мечах, потом верхом и с копьями. Простолюдины могли драться на дубинках. До смерти доводить бой было необязательно — достаточно лишь обозначить победу, как это делали античные гладиаторы, а дальше уж король-арбитр мог остановить поединок, и побеждённого отдавали палачу, а победителя — врачу (кто знает, что было опасней!) . О судебных поединках писал, например, Монтескье в 28 книге своего труда «Esprit des lois». Говорить на эту тему можно много, но обратимся к законам.
Из всех законов, содержащих нормы о дуэли, самым ранним считается Кодекс Бургундов, принятый в конце V — начале VI века при короле Гундобальде, а введение судебного поединка датируется 501 годом. Положения этого кодекса содержат и искреннюю веру в истинность божьего решения («...Господь будет судьёй...») , и пожелание спорящим не избегать боя («...если кто-либо открыто говорит, что знает правду и может дать клятву, он не колеблясь должен быть готов сразиться...») . В дальнейшем почти в каждой стране появились похожие нормы. Хотя, например, в Англии поединки не были в ходу до норманнского завоевания, а по закону Вильгельма Завоевателя они применялись только в спорах между норманнами, и только в дальнейшем стали всеобщей практикой.
продолжение - h ttp://
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]