Irina I.
Просветленный
(35201)
16 лет назад
Карл Брюллов. Италия. Милан. 1832 год. "Всадница". Картина находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве. Полное название "Всадницы": "Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой". 1832.
Юная всадница - Джованина.
Девочка, держащаяся за металлические перила (Амацилия Пачини - вторая приёмная дочь Ю. Самойловой) . Амацилия - дочь итальянского композитора Д. Паччини.
Картина была заказана Брюллову Юлией Павловной Самойловой, близкой его знакомой, более того, женщиной, с которой Карла Павловича связывали романтические отношения, большая симпатия. В 1832 г. был создан этот портрет по заказу Юлии Павловны, который изображал ее двух воспитанниц, Джованину и Амацилию Паччини. Даже в честь этого заказа, как дань памяти этому заказу, Карл Брюллов написал на ошейнике собаки, изображенной на этом портрете, фамилию «Самойлова» . Поэтому картина, естественно, хранилась в коллекции Юлии Павловны Самойловой, была ее собственностью. Уже в этом же году, в 1832 г. , она экспонировалась на выставке в Милане и имела ошеломляющий успех.
Юлия Самойлова - аристократка из рода Скавронских, родственников российской императрицы Екатерины I. Самойлова была красивая, обаятельная, темпераментная, хорошо образованная. К ней охотно шли художники, писатели, поэты, и когда у нее был прием или бал в Славянке, соседний императорский Павловский дворец пустел.
Любопытный факт, что Самойлова организовала с помощью клакеров, нанятых ею, провал оперы Беллини «Норма» . В свою очередь, когда шла премьера опера Джованни Паччини, она устроила на эти же деньги овации.
Самойлова ни в одном браке не имела детей.
Именно дочку Джованни Паччини Амацилию она взяла на воспитание, потому что девочка потеряла мать при своем рождении. Сам Джованни Паччини в своих мемуарах пишет, что графиня благодетельствовала его дочь.
Амацилия родилась в 28-м году, при рождении потеряла мать. До замужества воспитывалась в доме Самойловой.
Графиня Самойлова дала ей приданое и выдала замуж за итальянца. Потом Амацилия овдовела и поехала в Париж к Самойловой, которая к тому времени уже жила в Париже. Снова вышла замуж, снова овдовела и вернулась в Милан, где доживала последние дни в монастырском доме для престарелых.
Амацилия Пачинни, окончившая свои дни в одном из итальянских монастырей жила очень долго, она умерла накануне первой мировой войны. Амацилия не могла без неудержимых слез вспоминать о своей «приемной маме» , что однако же, вовсе не мешало ей судиться с Юлией Павловной много раньше, за часть дома, принадлежавшего ей наравне с сестрой Джованиной, не то по праву наследования, не то по договору усыновления – весьма запутанная история, непонятная до конца и в наши дни. Скандальность ее добавила немало седых волос графине, но до конца своих дней она продолжала навещать Амацилию, писать ей, и всячески ее поддерживать – любящему сердцу нельзя приказать хранить безразличную холодность!
Карл Брюллов с 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи.
В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников.
В 1822 году он выехал в Рим, расчитывая там остаться только на 3 года, но стажировка его продлилась 12 лет.
В конце 1820-х годов уже прославленный живописец Карл Брюллов перебрался из Рима в Милан. В те дни молодой художник переживал мучительный разлад с собой: тоска по России нарастала, но вернуться на родину он не мог. И причиной тому были не только творческие планы, но и глубокие личные переживания.. .
Кажется, совсем недавно он впервые переступил порог шикарного дворца графини Юлии Самойловой, но образ этой красавицы с противоречивым характером уже отпечатался в его сердце.
Людмила Смирнова
Просветленный
(30638)
16 лет назад
Картина создана в Риме, Италия. Изображая юную девушку — Джованину и ее маленькую приятельницу — Амацилию Пачини, Брюллов создал вдохновенное полотно, воспевающее радость жизни.
В последние годы первого пребывания в Италии, в1932г К. Брюллов написал знаменитую "Всадницу", грациозно сидящую на великолепном скакуне. Скромную воспитанницу графини Ю. Самойловой — Джованину, художник осмелился изобразить так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев.
Несравненно живее, чем всадница, — девочка, держащаяся за металлические перила (Амалциия Пачини — вторая приёмная дочь Ю. Самойловой) .
"Всадница" была приобретена для галереи П. М. Третьякова в 1893 году в Париже, как портрет Ю. П. Самойловой. Считалось, что это она изображена а роли всадницы.
Позже искусствоведы доказали, что это та самая картина, которую художник в списке своих работ назвал "Жованин на лошади", и что на ней изображены две воспитанницы Самойловой - Джованнина и Амацилия. Установить это помогло сопоставление изображенных на "Всаднице" девочек с ними же на других брюлловских полотнах.
Это датируемый 1834 годом "Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком" и "Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией ", начатый в 1839 году во время их приезда в Петербург.
Повод ошибаться в том, кто представлен в образе всадницы, дал сам художник. Хотя девушка и выглядит моложе Самойловой, которой в 1832 году было около тридцати лет, но кажется старше девушки-подростка, какой Джованнина изображена рядом с графиней на этом брюлловском портрете 1834 года. Кстати, это не единственное недоразумение, связанное с определением героини "Всадницы".
Обе девочек воспитывались Ю. П. Самойловой, называли ее мамой, но официально удочерены не были.
В нашей литературе о Брюллове Джованнину называют родственницей в свое время весьма известного композитора, автора множества опер, близкого друга Самойловой, Джованни Пачини. Сам Пачини в книге "Мои артистические воспоминания", называя Самойлову "благодельницей моей дочери Амацилии", о Джованнине не упоминает.
Да и Самойлова, поддерживая с ним переписку до самой его смерти, ни разу о Джованнине в письмах не обмолвилась.
Что касается Амацилии, то она родилась в 1828 году. Ее появление на свет стоило жизни матери. Пачини в упоминавшейся автобиографической книге писал: "В то время.. . меня постиглобольшое несчастье - через три дня после родов умерла моя ангельская жена". Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание неизвестно, но, судя по картине "Всадница", написанной в 1832 году, уже четырехлетней она жила у нее.
Затем мы видим одиннадцатилетнюю Амацилию с Самойловой на портрете Брюллова "Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала... ".
Тогда она писала отцу из Петербурга: " Если бы, дорогой папа, ты видел этот город, как он красив! Все эти улицы такие чистые, что ходить по ним настоящее удовольствие. Мама все время возит меня смотреть окрестности. О театрах ничего не могу тебе сказать, потому что они закрыты из-за смерти короля Пруссии, но скоро они снова откроются, и тогда я сообщу подробности... ".
В 1845 году Амацилия вышла замуж за некоего Акилле Манара. Поначалу семейное счастье Амацилии было полным, но со временем супруги разъехались. В письмах отцу она горько жаловалась на одиночество, на то, что у нее нет детей. В 1861 году ее муж умер, оставив вдову без средств, поскольку, как она писала, покойный "тратил и тратил". Один французский мемуарист вспоминал, как в Париже в годы империи Наполеона III графиня Самойлова, по третьему мужу графиня де Морнэ, старалась "запустить в свет хорошенькую госпожу Манара". Кажется, ей это удалось. Амацилия вторично вышла замуж за французского генерала де ла Рош Буетт. Но затем, оставшись снова вдовой, ей пришлось вернуться в Милан и провести последние годы жизни в доме для престарелых при монастыре. По иронии судьбы приют находился неподалеку от бывше