В театре классического периода маска уже не имела культового значения; зато она отвечала задаче греческого театра создавать крупные, обобщенные образы — или героические, возвышающиеся над действительностью, или карикатурно-комедийные. . Необходимость в маске вызывалась и тем, что женские роли исполняли мужчины. . Наконец, употребление маски обусловливалось размерами греческого театра: без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям дальних рядов. .
Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска.
Так, силу и здоровье. представлял смуглый цвет лика маски, . болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. . Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. .
Так же маски делались из дерева или полотна (в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось) . Маска закрывала не только лицо, по и всю голову, так что парик был укреплен на самой маске; к ней же в случае необходимости прикреплялась и борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом (онкос) , увеличивавший рост актера.
В древней комедии большая часть масок должна была вызывать смех, отсюда их карикатурный и гротесковый характер.. Но наряду с типическими масками существовали маски индивидуальные: «Эдип» с налитыми кровью глазами, рогатая «Ио» , одноглазый «Циклоп» . Маски хороводной комедии были карикатурны или фантастичны, как и костюмы. Иногда комедия стремилась передать в маске портретную карикатуру. .
Кроме вымышленных персонажей, авторы древних комедий, как уже говорилось, выводили на сцену и своих современников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным портретом.. А чтобы крупные сановники не узнали себя и не сопоставили образ неприглядной маски и себя, маску изготовляли гротескно-безобразной.
Под защитой безобразной маски смеховое слово и поведение пользовалось признанными привилегиями, "маска" выступала
представителем «антимира» , где подвергалось сомнению очевидное. .