Появление якоря в том виде, в каком мы его себе представляем, относят к V в. до н. э. Плиний приписывает изобретение якоря греку Евлампию, другие утверждают, что его изобрел царь Мидас.
Но в античное время якоря изготовляли из дерева.
Так выглядели греческие и римские якоря:
С развитием техники выплавки железа якорь начинают делать железным, хотя штоки могли быть и металлическими, и деревянными.
На озере Неми был найден первый якорь, полностью изготовленный из железа. Якорь принадлежал римскому судну. Но в это время одно судно могло иметь несколько якoрей, Например:
Например, на "Александрии" Герона было четыре якоря из дерева и восемь из железа, на аттических триерах сперва имелось четыре, а позднее два, вес которых колебался от 50 до 200 кг. Наиболее тяжелый и прочный якорь называли "священным", так как на него "возлагали все надежды". Обычно его отдавали с носа, где он висел на двух выступавших за борт балках, реже - с кормы.
На рисунке (b) изображен первый железный якорь с "Александрии":
Начиная со средних веков в Европе начали изготавливать только железные якоря.