Елена Шмакова
Мыслитель
(8026)
16 лет назад
Контраст природы и архитектуры. В египетском храме архитектор противопоставляет человеку грандиозные, наполненные страшными силами формы природы, господствующие над человеком. Есть другие соотношения между формами пространственного искусства, между грандиозными изображениями и формами природы и маленькими фигурками сопоставлеными с огромными фигурами.
В Египте, с одной стороны, реальный огромный размер, с другой - масштабный ряд, вполне в нем господствующий, создают впечатление количественного стиля, колоссальных масс. В Тесейоне ясно видно основное свойство греческого храма : человечность размеров.
В Египте, наблюдается недифференцированная архитектурная форма; в греческoй классической архитектуре наружная масса разложена на вертикальные подпирающие и горизонтальные лежащие части. Греческие архитектурные формы пронизаны одним масштабом, базирующимся на физическом строении человеческого тела.
Илья Гончар
Просветленный
(36567)
16 лет назад
Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые. Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, причём, однако, удержались некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял из себя здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι ' ερόν) на фундаменте о нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д. , но всегда чётные числом) колонны, несколько отступя в глубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата) , оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор, πρόναος) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище (ναός, cella), где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание назыв. «храмом в пилястрах» (ι ' ερόν ε ' ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (ο ' πισθόδομος, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах