Колокола каких городов России подверглись царскому гневу и были казнены? За что они были "наказаны"?
Всем огромное спасибо за ответы. Все очень интересные, конечно об Угличском, Тверском и Новгородском вечевом колоколах я слышала. Но о Псковских колоколах я никогда не слышала!
Псковский вечевой колокол!

Великий князь требовал уничтожения псковского веча, должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления. Собранные в новгородской Грановитой палате посадники и бояре вынуждены были принять требование московского государя. После этого все они были арестованы и помещены в темницу. Простым псковичам было приказано оставаться в Новгороде, они были расселены по домам новгородцев. Через несколько дней из Новгорода выехал посол Василия 3 дьяк Третьяк Долматов. 12. 01. 1510 года он прибыл в Псков и по случаю его прибытия было созвано вече.
Третьяк, поднявшись на степень объявил собравшимся великокняжескую волю: “Вечу не быть, вечевой колокол снять, а быть в Пскове двум наместникам Великого князя, а в пригородах по наместнику”. Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение псковской земли к Москве. В смятении и страхе выслушали псковичи московского посла. Они просили у него разрешения подумать и дать ответ на следующий день. Тревожной в Пскове была эта ночь с 12 на 13 января 1510 года. Часть псковичей предлагало отвергнуть требование Василия 3, заперться в городе и оказать сопротивление Великому князю. Большинство же понимало бесполезность и ненужность сопротивления, да и без своих военных руководителей – посадников и бояр, арестованных в Новгороде, псковичи не смогли бы организовать обороны. Но даже если бы это удалось сделать, само существование Пскова без Москвы и Московской помощи теперь было не мыслимо. Вся предшествующая история псковской земли предопределила тот ответ, который дали псковичи 13 января московскому послу.
В этот день в последний раз зазвонил вечевой колокол и на эту площадь собрались псковичи, они принимали все требования Василия 3. Третьяк приказал снять вечевой колокол – символ независимости Пскова. Как ни тяжело псковичам было откказаться от многих своих обычаев, от своей вольности, от вече, все же они понимали, что необходимо слиться со всей русской землей. Со слезами на глазах расставались псковичи со своим колоколом. Тут же, на площади, колокол был казнен, ему отбили уши, чтобы уже никогда не был подвешен; и вырван язык, чтобы никогда больше и не говорил. Колокол был отправлен в Москву, дальнейшая его судьба для нас неизвестна. http://pskovtravel.narod.ru/veche.htm
В том же столетии в Пскове пострадал ещё один "всполошный колокол". Его звон напугал лошадь Ивана IV, которая чуть не сбросила на землю царственного всадника. Царь приказал казнить колокол, срубив ему "уши". Но вскоре последовала царская амнистия: "уши" вновь прилили, и колокол вернули на звоницу. http://www.pskovobl.ru/pskov-history/
А также: Угличский набат, который в 1591 возвестил об убийстве царевича Дмитрия и начале Смутного времени. Колокол звонил несколько часов, извещая об убийстве царевича Дмитрия. Тогда, на городской площади, над колоколом учинили прилюдную казнь. Ему вырвали язык, отрубили ухо, назначили 12 плетей и даже сослали в ссылку в Тобольск. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
«Ссыльный» набатный колокол г Углич.
В церкви хранится и уникальная реликвия — «ссыльный» набатный колокол XV-XVI веков, возвестивший о гибели царевича. Этот колокол, словно человек, был наказан плетьми и отправлен в ссылку! Его признали «виновным» в призыве народа к мятежу против властей.. .
Битый плетьми, лишенный языка и уха, колокол отправился в Сибирь. На нем выгравирована надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Дмитрия в 1591 году, прислан из гор. Углича в ссылку в град Тобольск к церкви Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был «часобитным» . Весу в нем 19 пудов 20 фунтов. » Возвращенный из трехвековой ссылки, он в 1892 году стал первым экспонатом музея древностей, который разместился в здании палаты.

1. 26 ноября 1702 года приступить к отливке колокола весом в 3300 пудов для колокольни Ивана Великого. Отлитый колокол получил название "Воскресенский". Спустя два года. в 1704 году, им же был отлит колокол "Великопостный" весом 923 пуда. В 1712 году с завода Моторина был привезен в Кремль и поднят на Царскую башню кремлевской стены известный "Набатный" колокол, весивший около 2 тонн. Во время известного восстания в Москве в 1771 году, носящего название Чумного бунта, восставший народ собрался в Кремле под удары этого колокола. Разгневанная империатрица Екатерина II, не найдя организаторов восстания, тех, кто "ударил в набат", приказала наказать сам колокол - отнять у него язык. Так, без языка, и висел этот колокол на Царской башне до 1803 года, когда при ремонте кремлевских стен и башен он был снят и отправлен в кремлевский Арсенал.
2. До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 г. по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича Димитрия. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол, оповестивший о гибели Димитрия. Его сбросили с колокольни, вырвали язык, отрубили ухо, публично наказали 12 ударами плетей и вместе с угличанами отправили в ссылку.
Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Об этом сообщает “Сибирский летописец” (1590—1715 гг.) .
3. Кстати, колокола «наказывали» и за меньшие «провинности» . В 1681 году набатный колокол Московского Кремля был «заключен» в Никольско-Карельский монастырь за то, что звоном своим нарушил сон царевича Федора Алексеевича.
4. Именно такой "набатный" колокол и поднял тверичей на восстание в тот роковой день 15 августа 1327 года.
И вот теперь московский князь Иван решил наказать колокол-мятежник.
Зимой 1339/40 года по его приказу колокол был снят с соборной колокольни в Твери и отвезен в Москву. Тверская летопись сообщает об этом предельно
лаконично: "А князь великий Иван в Твери от святого Спаса взял колокол в
Москву" (23, 52). Калита не был оригинален в своем деянии. Такое случалось на Руси и прежде, хотя не часто. В 1066 году князь Всеслав Полоцкий, захватив Новгород, снял колокола у Софийского собора. "О, велика бяше беда в час тыи! " - воскликнул по этому поводу новгородский летописец (10, 17). Снимал колокол у владимирского Успенского собора и незадачливый князь Александр Васильевич Суздальский, вскоре возвративший его назад.
http://bookz.ru/authors/borisov-nikolai/jzl04/page-16-jzl04.html
5. В маленьком северном городе Белозерске в вечной ссылке живет один из древнейших колоколов России. У него надтреснутый словно больной голос. "Этот колокол был отлит в 1544 году мастером Андреем в Пскове, - рассказывает белозерский звонарь. - Когда царь Иван Грозный покорил мятежный Псков, этот колокол за то, что он подал призыв к восстанию, был сброшен с колокольни, лишен языка и отправлен в ссылку в Белозёрск".
А еще - каждый день "наказывали" колокола в 20-30 годах 20 века...
Углический колокол.
До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 г. по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича Димитрия.
Н. М. Карамзин в своей "Истории государства Российского", ссылаясь на сибирские летописи, также рассказывает историю колокола соборной церкви Спаса в Угличе. Смерть царевича Димитрия вызвала стихийные волнения в Угличе, сопровождавшиеся самосудом над предполагаемыми убийцами. "Через минуту весь город представил зрелище мятежа неизъяснимого. Пономарь соборной церкви Спаса ударил в набат, и все улицы наполнились людьми встревоженными, изумленными. Бежали на звук колокола, смотрели дыма, пламени, думая, что горит дворец, увидели царевича мертвого на земле. Подле него лежали мать и кормилица без памяти, но имена злодеев были уже произнесены ими". Последовавшая карательная акция Годунова была жестокой: двести человек казнены, тысячи высланы в Сибирь. Судьбу ссыльных разделил и колокол. "За донос" его высекли двенадцатью ударами кнута и с вырванным языком отправили в Сибирь, в город Тобольск. Причем есть свидетельства, что ссыльные угличане почти год волокли колокол на себе в ссылку. Н. М. Карамзин так пишет об этом: "В Тобольске между колоколами церкви всемилостивейшего Спаса показывают набатный Углицкий, коего звук известил тамошних граждан об убиении царевича, и который вместе с ними был сослан Годуновым в Сибирь, если верить преданию".
Продолжение истории ссыльного колокола заслуживает того, чтобы о ней рассказать. В 1677 году, во время большого пожара в Тобольске колокол этот расплавился. В XVIII веке был отлит новый колокол, равный по весу, но несколько отличавшийся от прежнего, хотя и считался "угличским".
Жители Углича, в свою очередь, не забыли о колоколе. В 1849 году 40 человек из Углича подали министру внутренних дел просьбу об исходатайствовании им разрешения для возвращения из Тобольска на их счет этого колокола. После многомесячной бюрократической переписки был получен отказ. Но в 1882 году отправились в Тобольск новые искатели колокола. И обнаружили, что ссыльный угличский колокол по-прежнему находится там. На нем высечена следующая надпись: "Сей колокол, в который били в набат при убиении благовернаго царевича Димитрия, в 1593 году прислан из города Углича в Сибирь, в ссылку, в град Тобольск, к церкви всемилостивого Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был набатный". В конце концов жители Углича смогли добиться своего - колокол вернули из ссылки на родину. Произошло это в самом конце XIX века.

Звонница Углического колокола в Тобольске.
К колоколам относились как к мятежному гласу народа. За призывы к бунту колокола наказывали плетьми, рвали язык и ухо, ссылали в Сибирь. колокола считались ценной военной добычей. У своих создателей колокола ассоциировались с человеческой личностью. Отсюда названия частей колокола - уши, голова, язык, - и участие их в бедах и радостях народных. Судьбы многих из них подобны человеческим судьбам: колокол, лишенный языка по приказу императрицы Екатерины II в 1771 году; «корноухий» колокол, «наказанный» Борисом Годуновым в 1591 году; «ссыльный» колокол, отправленный из Москвы в Никольско-Корельский монастырь по указу Федора Алексеевича в 1681 году и многие другие «опальные» и «пленные» колокола.
1.До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 г. по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича Димитрия. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола.
Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол, оповестивший о гибели Димитрия-набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку.
В Тобольске тогдашний городской воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”.
Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”.
2.В 1478 году, желая лишить Новгород самостоятельности и стремясь присоединить его огромные владения к Москве, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе: “вечю колоколу… не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати”…
“Марта 5 на Москву прииде князь велики… А после себя повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити”.

Но с таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда ) о том, что вечник новгородский, отправленный в Москву, туда, вопреки государевой воле, так и не явился – разбился на кручах валдайских и дал жизнь знаменитым колокольчикам Валдая, которым с момента их чудесного рождения суждено вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, то, тревожа души людей, то, утешая, и ждать, когда настанет время вернуться им в Новгород (а они вернуться только тогда, когда не Руси наступит воля.
3.В этот день в последний раз зазвонил вечевой колокол и на эту площадь собрались псковичи, они принимали все требования Василия 3. Третьяк приказал снять вечевой колокол – символ независимости Пскова. Как ни тяжело псковичам было откказаться от многих своих обычаев, от своей вольности, от вече, все же они понимали, что необходимо слиться со всей русской землей. Со слезами на глазах расставались псковичи со своим колоколом. Тут же, на площади, колокол был казнен, ему отбили уши, чтобы уже никогда не был подвешен; и вырван язык, чтобы никогда больше и не говорил.