Неподалеку от города Регенсбург (Regensburg) находится одно из самых любопытных и величественных мест в Германии - Валхалла.
Проплывая на пароходике по Дунаю в окрестностях Регенсбурга, путешественники открывают для себя удивительное зрелище. На высоком берегу реки возвышается монументальное здание в лучших традициях античного искусства. Беломраморный храм спускается своими широкими лестницами (358 ступенек) к Дунаю и как бы призывает: заходи, здесь ты приобщишься к героическому, вечному и высокому! И его призывы вас не обманывают: это Валхалла - пожалуй, самый могучий и красивый памятник долгой и величественной германской истории.
Вообще, Валхалла в ее исконном значении, согласно мифологии древних германцев, - это то место, где после смерти обитают герои и полубоги. Обычай увековечивать память своих знаменитых соотечественников происходит из средневекового Рима. Там для этих нужд был приспособлен возведенный еще в античные времена Пантеон, в котором нынче захоронены великие сыны Италии: короли, Рафаэль, композитор Корелли и другие.
Аналогичное сооружение было воздвигнуто и в Париже бредившим античностью Наполеоном. Ничтоже сумняшеся, он тоже назвал его Пантеоном. Там покоятся писатели Вольтер, Дюма, Гюго и Золя, художник Давид, знаменитые ученые и политики.
Германия не желала отставать от остальной Европы, и сразу после наполеоновских войн появилась идея создания чего-то похожего, но еще более величественного. В первой половине XIX века в немецком обществе была необычайно актуальна идея объединения страны из разрозненных княжеств в единое мощное государство. Немцы осознавали себя как единую нацию, а нация требовала символов своей тысячелетней истории. Мысль о создании пантеона великих немцев пришла в голову баварскому королю Людвигу I. Еще будучи кронпринцем, он обдумывал эту идею, но воплощать ее в жизнь ему пришлось уже после вступления на престол. Людвиг I поручил постройку мемориала своему любимому архитектору Лео фон Кленце, в те времена превращавшему Мюнхен в «Афины на Изаре» . Своему преклонению перед памятниками античности Лео фон Кленце был верен и на сей раз: образцом для Валхаллы он избрал афинский Парфенон.
Строительство началось в 1830 году и, через 12 лет было закончено. Прекрасный дорический храм вознесся на берегу голубого Дуная. На церемонии его открытия, 18 октября 1842 года, в 29-ю годовщину великой «Битвы народов» под Лейпцигом, король Людвиг I сказал, что этот монумент должен напоминать всем немцам, где бы они ни жили, о том, что у них есть единая Родина и единая история, которой стоит гордиться.
Здесь нет могил великих, но память о них, воплсйценная в мраморе, живет в людских сердцах. Ныне в роскошном зале Валхаллы находятся 127 бюстов великих людей и 64 памятных доски, увековечивших 192 персоны или группы. Число «обитателей» Валхаллы постоянно пополняется. В 2003 году сюда был помещен бюст Софи Шолль, участницы антигитлеровского Сопротивления. Каждый год добавляет по одному имени: в 2007 году в Валхалле увековечен великий математик Карл Гаусс, в 2008 году сюда «поместят» Эдит Штайн, монахиню и философа, а в 2009-м - поэта Генриха Гейне.
В Валхалле представлено мало женщин - всего 11 бюстов. Хотя Людвиг I, с нетипичной для того времени толерантностью, говаривал: «Путь сюда не закрыт никому, и женщинам в том числе. В Валхалле все равны, после смерти все земные различия превращаются в ничто! » Но то, что в число этих немногих женщин вошла русская императрица Екатерина II, вселяет в нас законную гордость.
