Как утверждают историки парфюма, одеколон появился в 1694 году под названием "Кельнская вода" (по-французски Eau de Cologne, а по-русски -- "одеколон"). Долгое время "Кельнская вода" считалась не парфюмерным средством, а лекарством, чуть ли не эликсиром здоровья. Во время эпидемии оспы в Германии к каждому флакончику прилагалась инструкция: "Эта чудодейственная вода является средством против яда, предохраняет от чумы, она лечит желтуху, катар, обмороки, колики в животе, в боку и груди, исцеляет от ожогов, придает силы женщинам при родах, способствует откашливанию, а также ослабляет звон в ушах, прибавляет красоту, так как делает кожу гладкой и наделяет ее прекрасным цветом".
Стать "Тройным одеколоном" "Кельнской воде" помог Наполеон. В 1810 году он издал декрет, потребовав, чтобы производители открыли рецепты всех лечебных средств. Чтобы сохранить секрет производства "Кельнской воды", ее объявили парфюмерным средством, добавив в ее состав три душистых компонента -- лимон, бергамот и нероли. Император пришел в восторг от новинки, благодаря ему этот одеколон стал популярен в высшем свете. Так появился "Тройной" одеколон, одновременно и ароматизатор, и лечебное средство, о чём напоминает само название одеколон или "вода из Кёльна".
Российское производство парфюма началось как раз с "Тройного одеколона". С того самого, который мужики отчаянно пили, хозяйки держали в аптечке на случай порезов, а отечественные цирюльники предлагали после бритья: дешевый и спирта много.
Большой вклад в отечественную парфюмерию внесли и иностранцы, связавшие свою судьбу с Россией. Таков был потомственный парфюмер Генрих Брокар, приехавший в Москву в 1861 году. Он начал свою деятельность на одном из московских парфюмерных заводов, но уже через три года основал собственное дело -- фирму "Брокар и Ко", которая через десять лет удостоилась звания поставщика великой княгини Марии Александровны. Именно Брокару принадлежит авторство знаменитого аромата "Любимый букет императрицы", созданного к трехсотлетию дома Романовых.
Основной особенностью российской парфюмерии была ее тесная связь с аптекарским делом. С давних пор различные косметические средства (белила, румяна, а позднее и парфюмерия) продавались наряду с травами и лекарствами. Из среды аптекарей появились и многие звезды российской парфюмерии -- например, Алексей Митрофанович Остроумов, который начинал свою деятельность как врач и провизор.
Синтетическим сырьем для производства парфюмерии стали пользоваться только в середине XX века. До этого использовались только натуральные компоненты, в первую очередь цветы, поэтому первые духи и одеколоны носили незамысловатые названия -- "Сирень", "Нильская лилия", "Гелиотроп", "Васильки", "Дивный ландыш", "Букет Ниццы", "Флорентийский букет", "Любимый букет императрицы" (прообраз знаменитых советских духов "Красная Москва").