Второй Колизей Рима. (Квадратный Колизей – Colosseo quadrato) был возведен в начале 40-х годов прошлого века по проекту архитекторов Дж. Гуэррини, Е. А. Ла Падулы и М. Романо. Его официальное название – Дворец цивилизаций Италии (Il Palazzo delle Civilta Italiana), Квадратным же Колизеем его прозвали в шутку столичные граждане. И есть за что)
Он является одной из градостроительных доминант района EUR 1, расположенного вблизи реки Тибр и дороги на Остию. Этот район составляют в основном белые рационалистические дома… да нет, не в основном, а только они и составляют, т. е. среда там абсолютно беспримесная, не содержащая ни единого элемента других стилей. EUR производит впечатление архитектурной утопии, скалькированной с античных архетипов, но не подчистую, а с некоторыми видоизменениями: пропорции и размах те же, а вот декоративности по минимуму – дома здесь имеют какой-то спартанский, аскетичный вид, с монотонными фасадами, которые разве что изредка украшены пилястрами или колоннами без капителей и кое-где снаружи обставлены скульптурами с донельзя упрощенной фактурой и пластикой.
Наиболее характерным примером довоенного неоклассицизма в комплексе ЭУР стало здание Дворца итальянской цивилизации.
Рационалисты пытались добраться до сути источника, довести его до формулы – до «метафизики» , стоящей за реальной физикой объекта. Они брали античный образец, сдирали с него декор, выявляя структуру
Дворец скомпонован центрично, в виде квадратной призмы, окружённой шестиярусной аркадой, в проёмах которой установлены статуи. Композиция Дворца представляет собой крайне упрощённую и огрублённую реплику на античную композицию Колизея (амфитеатр Флавиев) в Риме.
Отсутствие как таковой фасадной доминанты, да и главного фасада вообще, обусловлено, как мне кажется, идеологическими соображениями: монотонная фактура экстерьера, вызывающая у человека ощущение бесконечности и, соответственно, подавляющая его, должна была символизировать вечность и незыблемость фашистского строя в Италии, проект был инициирован Муссолини.