Набатейское царство (Набатея) — государство набатеев (группа арабских племён) в конце 3 в. до н. э. — 106 г. н. э. на территории современной Иордании. Столица — Петра.
Набатеи были семитским народом, их иногда причисляли к арабам, хотя они писали на арамейском языке, правда, с примесью арабских слов. Условии пустыни их совершенно не смущали — они выработали оригинальные методы сбора воды, что позволяло им справляться с засухами. Они выкапывали колодцы и устраивали подземные водохранилища. Местоположение колодцев они тщательно скрывали. Они вели кочевой образ жизни: не пахали, не сеяли, не сажали деревьев, не строили каменных жилищ. Так было до раскола большой империи Александра Македонского, после которого центральные дороги стали небезопасными. Тогда набатеи завладели торговыми путями. Знание дорог и оазисов, усердие и трудолюбие привели к тому, что от кочевья набатеи перешли к оседлому образу жизни. Свои города они строили рядом с колодцами и водохранилищами.
Период с I в. до н. э. до I в. вошел в историю как золотой век Набатейского царства со столицей Петра в Заиорданье. Отношения между набатеями и иудеями складывались по-разному: то они были союзниками, то врагами. В конце концов набатеи вошли в союз с римской империей и в Иудейской войне выставили свое войско против евреев. Спустя несколько десятков лет — в 106 г. — римляне превратили Набатейское царство в свою провинцию Аравию на самой восточной границе Римской империи, и Негев вошел в особый округ Палестина Терциа. Потомки набатеев приняли христианство, и уже в конце IV - начале V в. у них появились церкви и монастыри.
Петру ведет очень необычный въезд: горловина ущелья Баб-эль-Зик настолько узка, что скалистые утесы почти задевают вашу голову, когда вы проходите по нему. Когда же она неожиданно расширяется, взору открывается древняя столица арабского племени набатеев, правивших южной Иорданией еще в VII веке до нашей эры.
Обосновавшиеся здесь набатеи были отважным, смелым и воинственным народом, подчас не брезговавшим и разбоем. Все караваны, направлявшиеся к Средиземному морю, проходили через их территорию, и пошлину за проезд набатеи брали немилосердную. К городу вел только петляющий более чем на километр глубокий проход в ущелье Баб-эль-Зик: он был очень узким, порой его ширина между нависающими отвесными скалами, вершины которых почти смыкаются на высоте от 90 до 180 метров, достигала всего двух метров. Скалы закрывали все небо, и только его узкая голубая ленточка временами мелькала над головой.
Слава о непобедимости набатеев росла и крепла, а вместе с ней богатела Петра и ее цари. В период с I века до нашей эры до 40 года нашей эры государство набатеев достигло своего наивысшего расцвета, а их владения простирались до самого Дамаска. Слухи об их богатстве дошли до могущественного Рима и возбудили его зависть. Трижды римляне пытались захватить Петру, но каждый раз терпели поражение.
И все-таки римляне покорили Петру, но не штурмом, а хитростью и длительной осадой: они перекрыли водопровод, и набатеи стали гибнуть от жажды. С начала II века нашей эры Петра стала римской провинцией и даже какое-то время процветала, славясь своей необыкновенной красотой. Однако потом, с ростом Пальмиры, караваны пошли другим путем, и Петра стала терять свое влияние. В течение долгих столетий она была известна только местным племенам, а им было совсем не трудно держать на расстоянии любопытных чужеземцев.
Позже, в IV веке, Петра стала частью христианской Византии, но из-за частых землетрясений люди стали покидать город, и к VII веку он уже считался почти вымершим. Последние постройки в Петре относятся к XII веку, ко времени крестовых походов, но в дальнейшем лишь местные бедуины жили в многочисленных пещерах, храмах и мавзолея