Где был построен первый подводный туннель?
25 марта 1843 года в Лондоне открыт пешеходный тоннель под Темзой.
Это первая удачная попытка возведения магистрали под большой рекой. Тоннель был спроектирован и построен под руководством талантливого потомственного инженера Исамбарда Брюнеля (Isambard Kingdom Brunel). Брюнель продемонстрировал возможность строительства подводных тоннелей и внес вклад в развитие современного метростроения.

Компания для строительства по его проекту первого тоннеля под Темзой была создана в 1824 году, но работы были закончены лишь в 1843 году, поскольку вода неоднократно прорывалась внутрь тоннеля. Так появился первый "подводный мост" длиной 396 метров, связавший левобережный и правобережный районы Лондона. Ширина тоннеля 11 метров, высота 6 метров. Пролегал он на глубине 23 метра.

Тоннель под Темзой строился на городские деньги. Первые годы он использовался как пешеходный и для проезда лошадиных упряжек. В сентябре 1865 года тоннель приобрела East London Railway Company для использования в формирующейся системе подземного транспорта Лондона.
Первый поезд прошел в тоннеле 7 декабря 1869 года. В 1884 году у порталов тоннеля были построены станции Wapping и Rotherhithe. Позднее тоннель был интегрирован в систему Лондонского метрополитена в составе East London Line.
Тоннель был выполнен настолько качественно, что для проведения первых крупных ремонтных работ он был закрыт в 1995 году. Отреставрированный тоннель открылся в 1998 году.

В 1657 г. смоленский розмысел Василий Азанчеев попытался построить подводный тоннель под р. Москвой. Три раза начинал он «подкопное дело делать по высмотру своему» , но из-за большого поступления воды попытка осталась незавершенной.
Источник:
Тоннель под Темзой
Историческая справка. Истоки тоннелестроения уходят в глубокую древность. В Вавилоне, Египте, Греции и Риме подземные работы проводились задолго до н. э. - сначала при добыче полезных ископаемых, сооружении гробниц и храмов, а затем для водоснабжения и транспорта. Дорожные, водопроводные и дренажные тоннели сооружались преимущественно сводчатого очертания, в устойчивых скальных породах, без закрепления последних. Проходческие работы велись примитивными орудиями. После падения Римской империи в строительстве тоннелей наступил период относительного застоя; Тоннели сооружались преимущественно в военных целях. В конце средних веков в связи с расширением международных торговых связей началось строительство судоходных тоннелей, соединявших водные пути сообщения. Предпосылкой к этому явилось применение чёрного пороха для взрывания скальных пород. Первый железнодорожный тоннели (длина 1,19 км) был построен в Великобритании на линии Ливерпул-Манчестер в 1826-30. Изобретение пироксилина и динамита, а также успешное применение в горном деле бурильных машин обеспечили возможность сооружения больших альпийских тоннелей между Францией, Италией и Швейцарией. До начала 1-й мировой войны 1914-18 было построено 26 тоннелей длиной более 5 км каждый, в том числе Симплонский тоннель длиной около 20 км, соединивший Италию со Швейцарией. Среди сооруженных в 1920-х - начале 1930-х гг. выделяются Большой Апеннинский двухпутный железнодорожный Т. на линии Флоренция-Болонья (Италия) длина 18,5 км, а также Ровский судоходный тоннель на водной магистрали Марсель-Рона (Франция) длина свыше 7 км. Наряду с горными тоннелями развивалось строительство и подводных тоннелей, ставшее возможным благодаря применению щитов проходческих (в сочетании со сжатым воздухом) и сборной обделки. Щитовым методом сооружен ряд крупных подводных тоннелей, например под р. Гудзон (США) длина 2,5 км, под Симоносекским проливом (Япония) длина свыше 6 км (1936-41). строительство подводных тоннелей получило дальнейшее развитие в связи с применением опускных секций длина до 150 м.
..который соединяет великобританию и европу
Под Ла МАншем...