Монастырь Креста (Иерусалим)
Монастырь Святого Креста расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима . Его древние, пожелтевшие от времени высокие стены, тянущиеся из-за стен к небу два огромных кипариса привлекали внимание каждого, кто приезжал в Святой город.
Монастырь Святого Креста и то место, на котором была построена монастырская церковь, упоминаются во многих преданиях и легендах. Они восходят преимущественно к Средним векам – эпохе расцвета монастыря, но некоторые из них намного древнее. По одному из таких преданий основание монастыря относится ко времени византийского императора Константина Великого и матери его Елены, то есть к IV веку н. э.
Другая легенда, вероятно XVIII столетия, датирует основание монастыря V веком. И связывает это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии) . Считается, что Татиан, предприняв паломничество в Святую Землю, решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю.
Третье предание относит строительство монастыря ко времени правления императора Ираклия (610-641). Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий, прежде чем войти в Святой град, стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь . Место это почиталось в силу того, что там выросло Крестное древо – то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Сам Честной Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был водружен на Голгофе. Ираклий же и повелел на выбранном месте построить монастырь .
Легенда, относящаяся к святости земли, на которой стоит монастырская церковь, не менее интересна. По легенде, церковь была построена на месте, где выросло древо Креста . До XV века паломники могли видеть позади алтаря монастырской церкви и то место, где это дерево росло, и часть его ствола. Сегодня это место находится внутри капеллы, пристроенной с северо-восточной стороны храма.
Согласно этому повествованию, история древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама, которому Бог Сам явился в Мамвре в виде трех ангелов (см. : Быт. , гл. 18). Тогда ангелы, следовавшие в Содом, оставили три своих посоха Аврааму. После истребления Содома и грехопадения Лота и его дочерей (см. : Быт. , гл. 19), Лот, встретив Авраама, исповедовал ему свой грех, сказав, что будет искупать свое преступление. Авраам дал Лоту три посоха ангелов, велел ему посадить их в окрестностях Иерусалима и поливать водой из реки Иордан. Если посохи прорастут, грех Лотов против неба и Бога будет прощен. Лот исполнил все, что велел ему Авраам. Он посадил посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, носил воду из реки Иордан, боролся с сатаной, искушающим его в помыслах, поливал посохи. И они пустили побеги и выросли в триединое дерево – пинию-кипарис-кедр.
Далее предание повествует о том, что это необыкновенное дерево упало во время царствования царя Соломона и постройки храма, но для строительства иудейского храма не пригодилось. Балки, сделанные из него, оказались не впору и были выброшены как проклятые и бесполезные. Позже из этих балок и был сооружен Крест Христов.
Существует легенда, поддерживаемая грузинами, что здесь жил и похоронен великий поэт и художник монах Шота Руставели.
Продолжу в "Комментариях"...
Что случилось с ним дальше, что построили на его месте, и как связан великий поэт и художник монах....