Возникновение гравюры оказалось звеном эволюции изящных искусств: гравюра на дереве берет свое начало от досок для изготовления набивных тканей, резцовая гравюра примыкает к ювелирному искусству, а офорт имеет общее с ремеслом мастеров-оружейников. Отличительное от других видов искусства качество гравюры состоит в том, что она представляет собой оттиск на бумаге. Именно поэтому родиной гравюры является родина бумаги – Китай.
Гравюра на дереве возникла в Китае не позднее VI века, по крайней мере, с этого времени встречаются упоминания изготовленных таким образом ксилографических книг. Так бы и существовало множество предположений, если бы не находка в 1900 году в Дунхуане (Западный Китай) в пещере Тысячи Будд знаменитой «Алмазной сутры» , которая ныне хранится в British Library. Она датирована 868 годом и указанием, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих» . Именно поэтому даже в словаре В. И. Даля ксилография называется «китайским способом печатанья» .
Мастерская печатника. Абраам Босс. 1642 год
Имя изобретателя ксилографии история не сохранила ни на Востоке, ни на Западе, возникновение ксилографии было подготовлено всем ходом развития художественных ремесел. И самый процесс печатания был известен человечеству с незапамятных времён. Создателями ксилографии были ремесленники, столяры и резчики по дереву, из мастерских которых вышли первые печатные листы. Эти гравюры были еще грубо нарезаны, примитивны по формам и наивны по содержанию: анонимные резчики не были профессиональными художниками. Древняя техника ксилографии была сравнительно несложной, но трудоемкой.
Приготовление доски для ксилографии
Весь процесс распадался на три самостоятельные операции. Сначала на доску наносился рисунок будущей гравюры. Причем, рисуя, художник должен был учитывать, что в оттиске этот рисунок получится обращенным, как в зеркале, все, что было справа, окажется слева, и наоборот. После этого каждая линия рисунка обрезалась с обеих сторон острым ножом, а промежутки между ними, то есть фон, который в оттиске должен остаться белым, вынимался особыми долотцами или стамесками.
Техника гравирования на дереве Гравюры резали на досках, распиленных продольно, то есть по слою. Отсюда одно из названий этой техники - продольная гравюра. Материалом в Европе обычно служили бук и груша, а в Японии, кроме грушевого дерева, использовались сливовое и вишневое.
Инструменты для гравирования на дереве
Илл. Св. Христофор с младенцем. Около 1476 г. Обрезная гравюра на дереве.
В конце XVIII века произошло событие, которое в корне изменило даже самый облик гравюры на дереве, раскрыв перед нею новые, неисчерпаемые художественные возможности. Англичанин Томас Бьюик (1753-1828) стал резать гравюры не на продольных досках, а распиленных поперек слоя - на торцах.
Японская цветная ксилография . Технику японцы заимствовали из Китая. Уже с XIII в Японии печатались небольшие буддийские иконы, амулеты, но эта продукция носила ремесленный характер. Как самостоятельный вид искусства гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии — в период Токугава (1603-1868).